Великая ирония
Coup de chance
6.8
6.4
2023, триллер, комедия, мелодрама
США, Франция, Япония, 1 ч 33 мин
18+

В ролях: Кеннет Эдельсон, Лу де Лааж, Валери Лемерсье, Мельвиль Пупо, Нильс Шнайдер
и другие
Успешная и несчастливая в браке женщина сталкивается с бывшим одноклассником, которого не видела много лет. Вспомнив беззаботную юность в Нью-Йорке, она решается на роман с обаятельным писателем, который терял от неё голову в школьные годы. Но когда ревнивый муж начинает что-то подозревать, невинная интрижка постепенно превращается в порочную игру, ставкой в которой может быть сама жизнь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Великая ирония

английское название:

Coup de chance

год: 2023
страны:
США, Франция, Япония, Великобритания
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Витторио Стораро
художники: Ален Байне, Соня Гранде, Вероника Мелери, Жиль Буалло, Джеральдин Ляферт
монтаж:
жанры: триллер, комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $1 075 558
Мировые сборы: $7 423 554
Дата выхода
Мировая премьера: 4 сентября 2023 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, комедия, мелодрама, драма

Видео к фильму «Великая ирония», 2023

Видео: Трейлер (Великая ирония, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Великая ирония», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Великая ирония», 2023

ДРАМА НА ОХОТЕ ИЛИ ИРОНИЯ СУДЬБЫ БЕЗ ЛЕГКОГО ПАРА

Уверена, Вуди Аллен в особом представлении не нуждается. При том, что Аллен - американец, я не могу назвать его голливудским режиссером (по собственному признанию, Вуди Аллен даже не состоит в американской киноакадемии). У него свой неподражаемый стиль. Очень ироничный. Неслучайно его последний фильм в российском прокате называется «Великая ирония». Он повествует об иронии судьбы, но без легкого пара. Впрочем, один из вариантов названия - «Счастливый случай» - тоже подходит к концепции фильма. Но не буду спойлерить.

Герои фильма делают отсылки к литературной классике, в том числе, к русской («Анна Каренина»). Я, в свою очередь, тоже не могу отказаться от ироничных отсылок.

Можно ли совершать убийства и состряпывать всякие подлости, а потом обставлять все шито-крыто под легкую джазовую музыку? Можно, если вы - Вуди Аллен. Впрочем, любовь к джазу неслучайна - при всех прочих регалиях маэстро кинематографа является по совместительству джазовым кларнетистом. Благодаря соответствующему антуражу вроде бы серьезные и драматичные вещи и события сразу приобретают оттенок комичности. Способствуют этому и то, что актеры подолгу задерживаются в определённых позах, и реплики на камеру, и слишком застывшие задумчивые взгляды. Да уж, в умении говорить о серьезном с усмешкой Вуди Аллену не откажешь! Ведь он не только режиссер, но и актер-комик. Особенно похвально, что маэстро сохраняет отличное чувство юмора и не скатывается в занудство в возрасте 88 лет! Больше всего мне у Аллена нравятся «Матч-пойнт» со Скарлетт Йохансон в главной роли и «Blue Jasmine», где сыграла австралийка Кейт Бланшетт.

И снова действие фильма Вуди Аллена происходит в Париже, который безусловно является одной из его любимых локаций. На этот раз Париж осенний, радующий зрителя сочной палитрой багряно-желтых цветов. Последний фильм Аллена получился насквозь французским (актеры, озвучка, финансирование). «Чего бы мне не снять фильм на французском?» - сказал в одном из своих интервью режиссер. И таки снял. В «Великой иронии» Вуди Аллен исследует мир современных французских буржуа - верхушку среднего класса Франции.

И все же возьму на себя смелость покритиковать маэстро Вуди. Мне почему-то не поверилось в экранную химию между двумя влюбленными героями – писателем Аленом и женой состоятельного бизнесмена Фанни. А вот подлец-муж в исполнении Мельвиля Пупо вызвал у меня гораздо большую симпатию. Я не могу назвать Алена и Фанни некрасивыми, но им отчетливо не хватало обаяния. Не увидела я в них пылкости, а ведь они французы и должны являть нам образец страсти! Но все было несколько вяло, без особого надрыва, а ведь на кону было поставлено многое. Так, одна болтовня, что, в общем то, в стиле Вуди - он обожает диалоги.

По причине схожей тематики вспоминается фильм «Глубокие воды» с Беном Аффлеком – те же подозрения насчет причастности мужа к одному странному криминальному происшествию, измена жены, разница в возрасте супругов, а также то, что наличие у жены любовника особо не мешало паре и дальше жить припеваючи. Безусловно, Жан из «Великой иронии» - совсем не перверсивный куколд в отличие от Вика из «Глубоких вод», но, тем не менее, французский бизнесмен и по совместительству муж-олень получал истинное наслаждение от устранения соперника и даже делал это со вкусом и смаком, как во время поедания мяса убитого на охоте оленя.

Тему супружеской неверности Аллен поднимает не в первый раз. До этого был уже упомянутый мною «Матч пойнт» и другие. Мне понравилась попытка Аллена поразмышлять над вопросами, которые волнуют самые широкие слои населения. Например, превращение брака в рутину и причины этого. Причем, у данной пары (Фанни и Жана) брак превратился в рутину даже при наличии домработницы (которая ко всему прочему и коньяк хозяину дома наливала - жена и этим озаботиться не могла). Так что ж говорить о более приземленных случаях?

Как бы то ни было, моя критика Аллена абсолютно беззлобна. Всем бы так снимать и думать в 88 лет. Выпадет ли нам еще один счастливый случай и посчастливится ли увидеть еще один фильм маэстро или «Coup De Chance» - это на самом деле точка в карьере режиссера? Кто знает.. Время покажет..

9 из 10

9 февраля 2024

Застрявшие в прошлом

Вуди Аллена трудно назвать неровным режиссером. У него редко случаются откровенные провалы. Его фильмы не собирают корзину высших наград, но и не признаются ужасными. Он редко задает новые вопросы, дает утрированные и давно известные ответы. Как и в этом фильме «Великая ирония». Оригинальное название «Coup de Chance» нужно перевести, как везение или удача. И мне кажется, оно лучше и точней. Ирония – термин пренебрежительный, какой-то брезгливый. Как-будто режиссер насмехается над событиями и героями фильма. Но хотелось, бы верить, что это не так. А вот везение – слово с положительным окрасом. Я думаю, режиссер ими очарован. Не слишком умными и оригинальными, но добрыми, светлыми типажами знакомой и давно ушедшей эпохи. Городскими представителями среднего класса, не слишком рефлексирующими вечность, философию, или политику, а лишь свои сиюминутные делишки. Как и сам Вуди Аллен, не в обиду будет ему сказано.

Он мастер жанра. Жанра легкой романтической комедии. Что его отличает от других, так это юмор, воображение, искренние диалоги, пышная цветовая гамма. Как бы, Альмадовар что ли на минималках? Но со своей американской юношеской непосредственностью, которая не желает утопать в психологичности и резко травмирующих откровениях. За героями весело и легко наблюдать, интрига присутствует, а вот развязка подводит. Кажется, что Аллен уснул, и за него концовку написал первокурсник сценарного факультета, настолько она пустая и несамостоятельная. Все равно, здесь вы можете гарантированно комфортно провести 1,5 часа, окунуться в беспечный и стереотипный Парижский сеттинг и поверить в настоящую любовь, ту о которой мы иногда скромно мечтаем.

9 февраля 2024

Одна измена, две смерти

Точно так же, как и девяностолетний Роман Полански, другой нестареющий изгнанник западного мира, динозавр мирового кинематографа, легендарный восьмидесятивосьмилетний американский постановщик Вуди Аллен представил свой очередной фильм в прошлом 2023 году под названием «Coup de Chance» (в российском прокате – «Великая ирония»). Только в отличие от Поланского, у которого на счету 41 фильм в карьере, в последнее время Аллен практически не сбавляет темпа и не снижает оборотов, выдавая новые работы каждые 2-3 года, а то и вовсе каждый год, причём и сценарии к ним пишет исключительно сам (вот уж поистине безграничный творческий потенциал и энтузиазм). «Coup de Chance» – своего рода юбилей, 50-й фильм в фильмографии режиссёра (тут десять восклицательных знаков !!!...). На сей раз под полной эгидой Франции: на французском языке, на французской земле (снимали в Париже), с французскими актёрами. Другое дело, что далеко не каждую картину, нарисованную на таком, пусть и индивидуально настроенном авторском конвейере, можно признать удачной, да от провокационных экспериментов наподобие «Любовь и смерть» Вуди уже давным-давно отошёл.

В принципе, «Великая ирония» – это типичный Вуди Аллен последних десяти лет, да и вообще типичный Вуди Аллен, чего уж там греха таить. Что-то у него получается лучше, что-то хуже, но своему почерку мастер не изменяет. В какой-то мере оторванные от реальности псевдо-кукольные спектакли (только с настоящими людьми) с бесконечными разговорами, рефлексиями, рассуждениями о межличностных отношениях, кабале брачных отношений, непостоянности любви, изменах, мести, превратностях судьбы и многих-многих других переплетающихся темах в антураже красивых городов Америки и Европы и просто интересных романтичных мест. В голове у Аллена непретенциозно, чуточку наиграно, но в целом комфортно и легко. Похоже, он и правда видит мир именно таким, и к этому мироощущению зритель уже давно привык. Более того – включая очередной новый фильм Аллена, с одной стороны испытываешь чувство ностальгии, с другой же – душа радуется, что этот процесс всё ещё продолжается, проходит путь вместе с тобой из года в год. Пусть без блеска и каких-то принципиально новых идей, но что может быть лучше постоянного в нашем мире непостоянства? А ещё Вуди традиционно вставляет самого себя в сюжеты своих историй: некоторые его персонажи – нескрываемые альтер-эго (например, в предыдущем фильме «Фестиваль Рифкина» данную роль с успехом исполнял Уоллес Шоун), некоторые же просто наделены какими-то отдельными узнаваемыми чертами (в «Великой иронии» – это, определённо, чрезмерно любопытная мать главной героини, которая, начитавшись детективов, суёт нос в чужие дела).

Всё это нужно обязательно учитывать, когда речь о новинке «Coup de Chance», которая субъективно мне показалась удачнее «Фестиваля Рифкина» и «Светской жизни», и уж точно интереснее «Дождливого дня в Нью-Йорке», если мы говорим о позднем периоде творчества американца. Молодая замужняя француженка случайно встречает в Париже своего одноклассника, и постепенно между ними разгорается страсть. Обычное дело в их европах, если бы не одно «но»: старший по возрасту муж новоиспечённой любовницы очень ревнив, злопамятен, а ещё у него за плечами есть несколько сомнительных махинаций и даже смерть неугодного компаньона. Легкомысленная интрижка превращается в нечто большее, отданное на волю случая, ну а ироничный финал в духе «чёрной комедии» – этот тот самый Вуди Аллен, к почерку которого уже давно нужно привыкнуть и которого в первую очередь ждёшь от него (помимо всего прочего). Отсутствие лишних загромождающих сюжет элементов, не успевшие ещё замылить глаз красивые актёры (Лу де Лааж – просто конфетка), саундтрек из джазовых композиций 60-х годов, уж, пардон, очень напоминающий музыкальное сопровождение классических фильмов для взрослых от Эндрю Блейка, и это отнюдь не претензия, а скорее наоборот – расслабляющая деталь, играющая на лёгкую атмосферу постановки.

В целом же – отличный подарок Вуди Аллена своим поклонникам, о котором даже не прилично рассуждать с позиций «худший», «лучший» и тому подобное. Хорошо, что он вообще есть! И судя по настрою автора, останавливаться на красивой цифре «50» он не захочет (хотя разговоры такие, к сожалению, ходят). Нам же, как и в случае с уже упомянутым Романом Полански, остаётся только пожелать Вуди здоровья и долгих лет, ибо со всем остальным, как видно, у него ещё полный порядок! В том числе и с иронией.

8 февраля 2024

Границы 'высокой мечты'

У режиссера Андрея Сергеевича Кончаловского есть автобиографическая книга «Низкие Истины», где он в том числе, описывает свой опыт работы режиссером в Америке, в Голливуде. Очень много мастер рассуждает о том, как снимали у них фильмы, и как у нас. Одна из ярких отличительных черт - огромные гонорары, которые ограничивают самовыражение режиссера, так как он вынужден делать то, что говорит продюсер, дающий огромный бюджет для фильма. Исключением, по словам Андрея Сергеевича является Вуди Ален, но снимает он малобюджетные фильмы.

В пятидесятой, юбилейной картине Вуди Алена «Великая Ирония», показана драма, когда реальность не сходится с тем, что проигрывают люди у себя в голове.

Один из главных героев, муж, имеет четкий идеал своей жизни. Идеал настолько перекрывает осознание реальности, выступает таким драйвером, что он готов пойти на все.

Его «Высокая мечта», идеал - иметь трофейную жену, он не видит в ней реального человека. Жена не вписывается в этот образ, она любит читать книги, не любит вычурные наряды и дорогие украшения, ей скучны светские разговоры.

С другой стороны конфликта - жена, которая подстраивается под мужа, игнорируя свои интересы. Действует больше головой, нежели сердцем.

С третьей стороны треугольника, молодой писатель, знакомый из юности, с кем Воля случая столкнула ее на улице. С ним жене так легко, можно обсуждать любимую литературу. Молодой писатель тоже живет ее идеальным образом самой красивой девушки школы, много лет безумно влюблен в нее. Молодой писатель напоминает мне описание незаметного человека Алексеева из Обломова – «Едва ли кто-нибудь, кроме матери, заметил появление его на свет, очень немногие замечают его в течение жизни, но, верно, никто не заметит, как он исчезнет со света».

Четвертым главным героем в фильме выступает Случай, стечение обстоятельств. Муж, кто так уверен, что все контролирует в своей жизни сам (мы видим образ игрушечной железной дороги, которую он себе купил), включая жизни других людей, и отрицает случайность, в итоге встречается с проявлением воли Случая.

Если отойти от фабулы, то можно задуматься о ключевых темах фильма, и подумать, а какая «высокая мечта» ведет меня по жизни? Что я не замечаю в реальности, потому что правду больно признавать, потому ее лучше скрывать?

Высокая мечта - чудесный ориентир, который ведет нас по жизни, дает энергию, однако имеет свои границы, особенно там, где начинаются границы других людей и воля Случая.

2 февраля 2024

Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах

Наблюдать за тем, как Ален заявляет какую-то случайную тему и превращает ее в увлекательную историю не может надоесть.

Даже в общих чертах зная сюжет (спасибо создателям описания за спойлеры), даже зная, что тут будет что-то про «великую иронию», даже представляя манеру повествования режиссера фильм, благодаря мастерскому смешению жанров не проседает ни на минуту.

В данном случае заявлены аж 4 жанра - мелодрама, триллер, драма, комедия и мало того все они полноценно присутствуют так еще в таких пропорциях, что практически нереально вычленить основной.

То как прописаны герои картины, каждый со своими тараканами и живущие в парадигме серой морали, то какие при этом пылают шекспировские страсти, то как все обильно (но совершенно уместно) разбавляется фирменной Аленовской иронией - это вау!

А то, какие крутые виражи закладывает сюжет, позавидует любой триллер. Как только начинает казаться «ну вот и все, теперь ясно-понятно, вот и ирония» из куста прилетает очередной рояль и действие переходит на новый уровень, удерживая в приятном напряжении до титров.

В итоге весь фильм оказывается эффектом бабочки в реальном времени, где слепой случай запускает каскад событий, который полностью меняет размеренную жизнь причастных, еще раз подтверждая пословицу «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

8 из 10

31 января 2024

Вуди Аллен как он есть

Оставляя в стороне Вуди Аллена как человека, Вуди Аллен как режиссер год из года прекрасен. Потеряв в известных именах актеров, он умудряется сохранять верность себе, джазу и легкому романтичному городскому флеру.

У кинематографического Вуди Аллена уже был роман с Парижем - это «Полночь в Париже», который я смело могу назвать среди своих любимых фильмов. Но если там Париж играл одну из главных ролей, то в «Великой иронии» он, скорее, на вторых ролях. Зато в ролях неизвестные мне французские актеры, но с кастингом у мастера всегда примерно так же, как с выбором локаций, превосходно.

Сюжет почти не отличается новизной. Любовный треугольник, она, ее богатый муж-собственник и ее несерьезный любовник-писатель. Казалось бы, мы все это уже видели, она скучает, под строгим контролем и мягкой тиранией в обмен на безбедную жизнь. Но язык мастера - в деталях, в обстоятельствах истории, которую он рассказывает.

Ее любовник - не старый друг, он даже почти не одноклассник, она его совсем не помнит, и у них на самом деле нет никаких «старых дрожжей», на которых могло бы разгореться пламя. Ирония в том, что он ей практически незнакомец, а она ему - первая любовь.

Ее мать - первый адепт секты поклонения ее мужу. Ирония в том, что именно она становится двигателем сюжета, когда остальные прекращают шевелиться.

Ее муж - самый колоритный персонаж. Кто-то посчитает, что ей с ним повезло, а я уже назвала это мягкой тиранией, и не собираюсь брать слова обратно. Его ирония - это ирония последних пятнадцати секунд.

И если бы это была обычная жанровая драма, я бы посчитала, что фильм не закончен. Я бы хотела ответов - что случилось с X, что потом было с Y, мне всегда этого не хватает. Но история мастера не про это. В главной роли здесь не треугольник, а вопросительный знак. Ирония, как она есть, интеллектуальная и с легкой ухмылкой. Случай, пронзительный и беспощадный.

В общем, Вуди Аллен как он есть.

30 января 2024

Нам не дано предугадать

Предсказать, насколько фильм, даже любимого режиссера, окажется твоим, невозможно. Но есть еще один нюанс - возраст. Последняя по времени картина 90-летнего Романа Полански 'Дворец' - это полуторачасовой приступ испанского стыда, Аллену. если что, 89.

Так вот, на 'Великой иронии' возраст режиссера никак не сказался. Смотрится на одном дыхании, лавстори сменяет рассказ об адюльтере, который переходит в драму, триллер, детектив, а завершается все отменным фарсовым панчлайном. Прелестная Фанни (Лу де Лааж) замужем за импозантным Жаном (Мельвиль Пупо), который дал ей все, о чем может мечтать женщина: он внимателен, заботлив, щедр, и, по сравнению с адом ее первого брака второй - рай. То есть, так она думала до случайной встречи на улице с бывшим одноклассником. Ален (Нильс Шнайдер) не только писатель (нет, пока еще неизвестный, но уже публикуется и пишет здесь в Париже, роман, снимая уютную мансарду), но и был влюблен в нее в школе. На стороне молодого приятеля возраст, романтика, обаяние и тот особый флер влюбленности, который чаще всего ведет к ответному чувству.

Роман случается и Фанни внезапно осознает, что все это время чувствовала себя трофейной женой моложавого респектабельного Жана, что ей скучны его снобы-приятели и она, похоже, готова в третий раз радикально переменить жизнь. Ален, который без ума от нее, счастлив. Не желая обманывать мужа, девушка планирует поговорить с ним, только вот, у супруга сверхъестественное чутье и он кое-что сопоставил самостоятельно, за подтверждением подозрений обратившись к профессионалам.

Дальше будет жанровый коктейль, о котором я говорила прежде, к ансамблю основных героев присоединится мать героини, обожающая зятя, что не мешает ей быть женщиной проницательной и лишенной иллюзий, а вечер перестанет быть томным (если для кого-то он таковым был). Действие разворачивается в спокойном темпе, но неспешное течение экранного времени не мешает Аллену рассказать, а нам увидеть непростую историю со множеством точных нюансов, когда на истории в целом налет некоторой кинематографической (как в жизни, но красивее и ярче) условности, но в каждую деталь веришь безусловно.

Вуди прекрасен со всеми своими извилинами, смотреть, безусловно, стоит.

26 января 2024

Манифик

18+

Вуди Аллен, по-моему, хотя могу ошибаться, чаще всего делает своих героев мужчинами. В этот раз это дама (Лу де Лааж, ей где-то 32 года на момент съемок), да ещё какая, есть в ней что-то притягательное. И надо отметить, что он наделил её теми качествами, которыми обыкновенно наделял своих главных героев-мужчин в других фильмах. И при этом мы помним, что почти все герои-мужчины режиссера обычно в повадках и прочих качествах, характере сильно напоминают самого Вуди Аллена.

Что ещё. Необычный выбор камеры. На это раз это объектив типа рыбий глаз или точнее просто такая бандура, которая захватывает максимальную часть кадра. С такой в замкнутом помещении можно легко снимать, стоя практически впритык к актерам. Но там где удобнее камера обыкновенная. Очень много длинных кадров, когда сцена снимается максимально с одного ракурса, без склеек.

Место действия - Франция. Французские актеры. Любовный треугольник почти стандартный поначалу...

Первая половина фильма достаточно скучная, ознакомительно-вовлекающая, идёт обустройство завязки, даже можно сказать банальная история. Надо дождаться того момента, когда наступит почти середина... и тогда. Тут уже какой у вас вкус: либо вы подумаете, что всё стало ещё банальнее, либо вам понравится.

В остальном картина в целом довольно расслабляющая, даже картинка такой цветовой схемы... расслабляющей, осенних тонов. Кстати, Франция чувствуется, но не на все 100%. Наверное, в самых лучших локациях снимать было дороговато слишком. Париж всё-таки дорогой город.

26 января 2024

Немногие режиссёры имеют столь богатую фильмографию и вызывают столько восхищения и ненависти одновременно, как Вуди Аллен. Здесь, в своём 50-ом фильме, и в первом фильме на французском языке, он возвращается к своим привычным темам: сложности романтических отношений (в данном случае, аристократического брака в Париже, в котором женщина начинает сомневаться, когда человек из прошлого снова появляется в её жизни), экзистенциальная скука, взаимосвязь удачи и судьбы... и, конечно же, всё в джазовой обёртке.

При таком наборе невозможно не вспомнить и другие фильмы нью-йоркского гения. Первый из них, о котором я подумал, был «Матч-пойнт», современная адаптация «Преступления и наказания» Достоевского в Лондоне в наши дни, хотя здесь главный герой (Лу де Лааж, неизвестный широкой европейской публике, я даже не говорю об американской публике, но играющий очень убедительную роль) сталкивается с гораздо более лёгкой дилеммой, без тяжести выбора Раскольникова.

В дополнение к якобы богемной атмосфере (Вуди Аллен, возможно, забывает, что в богатом районе Парижа «случай» может улыбнуться вам больше) и порой наивной, (у него снова есть Витторио Стораро, ещё одна живая легенда кино, в качестве оператора-постановщика, он ответственен за видеоряд в тёплых осенних тонах, что создаёт идиллический образ Парижа), режиссёр не доходит до идеи дешёвого туристического каталога «Римские приключения, а также далёк от интимных сцен «Энни Холл» или «Интерьеров» (таким кино у Аллена было всегда – дань уважения Ингмару Бергману).

История тоже не лучший его сценарий, и она не удивляет никого, кто следил за карьерой Аллена. Главную дилемму режиссёр решает всего за несколько минут и оставляет ощущение открытого финала.

Звучит так, как будто я не рекомендую смотреть это кино? А вот и нет. Ровно наоборот!

Возможно, для тех, кто не знает, что этот режиссёр значит для истории кино, и считает, что любая картина до 2000-го года является «старой», мы смотрим только воскресный дневной фильм. Но для тех из нас, кто продолжает ходить на фильмы Вуди Аллена каждый год как ритуал, мы можем только улыбаться, выходя из зала, даже если «Великая ирония» не показался выдающимся шедевром.

Когда придёт время (а я подозреваю, что оно наступит скоро), и этот ритуал уйдет в прошлое, я послушаю пластинку Джонни Колтрейна и подниму тост с бокалом старого доброго виски за одного из режиссёров в истории, который заставил меня чувствовать себя в кинотеатре не одиноко.

Да здравствует Вуди!

20 января 2024

'. .. и случай, бог изобретатель '

Случайность, как двигатель истории. На этот раз Вуди Аллен свою любимую тему последних лет даже в название вынес. Ничего не предопределено. Никакие усилия, действия, особенности характеров не ведут к логичному итогу. Все получают по заслугам, но не потому, что этого требует торжество закона, морали или правил. Итог определяется тем, на какую сторону упадет теннисный мячик, который завис четко над сеткой, разделяющей корт. Так это было в «Матч-пойнте», где режиссер жирно подчеркнул момент, в который жизни героев могут пойти вправо, а могут влево. И все это ни от кого и ни от чего не зависит.

Абсолютно случайными могут показаться и все фильмы мэтры последнего времени. Вернее, как будто, один большой сериал – меняются геолокации – Нью-Йорк, Париж, Рим, Лондон, Барселона, Венеция. Меняются актеры. Даже времена меняются: либо современность, либо легкое ретро. Неизменными остаются фабула, джаз, изобразительное решение и воздух классических литературных произведений.

В этот раз – Париж. Формально, наши дни. Неформально: отзвуки легкого ретро с отсылками к Сименону и Малларме. Джаз – не только в закадровом музыкальном оформлении. Джаз в построении фабулы. Случайная встреча в Париже двух американцев – одноклассников, Фанни и Алена. Случайно ожившие чувства школьных лет. Впрочем, было ли это чем-то серьезным в школьные годы или злую шутку с героями сыграл Господин Великий Случай, наделивший воспоминания чрезмерным романтизмом, неочевидно. В осеннем Париже, освещенном тепло - золотистыми чувственными лучами, все возможно. Классический треугольник – Фанни замужем. Причем, вторично. Что стало с первым браком, не слишком ясно. Но и выяснять нечего: случайность. Случайные подозрения. Случайный приезд матери Фанни. Случайная, необязательная покупка лотерейного билета с вероятностью выигрыша близким к одной миллиардной. Хладнокровно рассчитанное преступление, которое разобьется о невероятное стечение обстоятельств. Типично Вуди Алленовский киноджаз.

Автор как будто уже лет 25 как повторяет: не относитесь ни к чему серьезно. Да и к моему творчеству тоже. Это все сделано на коленке, шутя, играя. История могла быть совершенно про других, развиваться могла иначе, а уж финал- то и вовсе придуман такой, чтобы со всем быстрее покончить. Но ведь не случайно же через все творчество мэтра проходит тема преемственности культур. Еще в «Манхэтене» Аллен соединил американскую « Рапсодию в стиле блюз » с чеховским « сюжетом для небольшого рассказа ». И обратную трансформацию произвел в « Матч-пойнте », пересадив «Американскую трагедию» на европейскую лондонскую почву. И американец Фицджеральд – главный герой «Полночи в Париже». И испанец Антонио – объект страсти и состязания двух американок, Вики и Кристины. И Венеция – постоянное европейское убежище от американских проблем. А еще, еще и еще… Вуди Аллен как будто всю жизнь строит культурный мост над Атлантикой. И это вряд ли случайно.

Последние 4 картины Вуди Аллен снял с великим итальянским оператором Витторио Стораро. Случайно? Вряд ли! Только Стораро смог снять « закат американского высшего общества » 30- х годов в гамме темного желто - бордового (не все то золото, что блестит). Современный парафраз «Над пропастью во ржи», получивший название « Дождливый день в Нью-Йорке », в цвете спелой вишни в лучах закатного солнца. «Колесо чудес» и вовсе, благодаря оператору, обрело двойную фабулу. Кислотные краски луна - парка заливали кадр по принципу « от обратного »: чем жарче страсти – тем холоднее цвет. «Счастливый случай» - это, в первую очередь Париж, окрашенный в цвета осени. Ясный, прозрачный свет, который не греет, но несет в себе темно - золотистую иллюзию тепла. Случайно ли такое решение ? Если верить режиссеру, да. Если верить своим глазам – нет.

И, наконец, литературные оммажи. С видом простака Аллен на книжном базаре выкладывает томик Сименона. А своему герою отдает цитирование стихотворения Малларме «Лебедь». И притворяется, что все случайно. Конечно, « Лебедь » имеет весьма косвенное отношение к фабуле фильма. Для избранных, тех, кто не поддается на удочку случайности, - это прежде всего отсылка к одному из главных модернистских произведений « Бросок костей », автор которого тот же Малларме. А здесь, даже по названию ясно, чему посвящено стихотворение.

Вот из этого и состоит эта случайная картина, снятая нечаянно про удивительное стечение обстоятельств. Свою джазовую импровизацию Аллен длит уже несколько десятков лет. Порой кажется, что основная тема уже приелась, что приемы импровизации ограниченны и начинают надоедать, что «Счастливый случай» ты уже видел раньше у того же режиссера, но под другим названием. А он все продолжает свою игру, полагаясь на то, что однажды Господин Великий Случай даст ему шанс вновь выиграть в лотерею, где вероятность успеха один к миллиарду.

6 ноября 2023

Действительно великая ирония

Перед вами абсолютно Алленовское кино с привычным почерком маэстро. Не понятно почему некоторые критики назвали его magnum opus. Это звание справедливо имеет 'Жасмин', и вряд ли ситуация изменится.

Прекрасный, воздушный сюжет с безупречной картинкой. Последний привет миру классического сочетания кино и литературы.

Светская жизнь (!) с ее пороками, скукой и банальностью, будто из прошлого века. Все безупречно одеты, в искусственных квартирах, посещают мероприятия, обожают сплетни, обсуждают рестораны. И всегда привычные герои, которым это надело, ищущие чего-то настоящего.

Удивительно, но даже с такими простыми (вечными) тропами мастеру удается создавать интерес и интригу, добавляя несколько слоев поверх привычного сюжета. Давно зритель так не ухмылялся иронии финала.

Как всегда правильные актерские работы добавляют фильму отдельного шарма. Однозначный (очередной) успех режиссера.

Привычные

7 из 10

25 октября 2023

В жизни всё повторяется дважды, но в виде драмы только однажды, а во второй раз насмешки вроде бы, в виде пародии, только пародии. (с) У. Шекспир

Если вам не удалось проникнуться очарованием столицы Франции после просмотра фильма Вуди Аллена 'Полночь в Париже', на помощь непременно придёт 'Великая ирония' от великого же режиссёра. Новый фильм в разных источниках называют чуть ли не эпитафией мэтра, но мне кажется это напротив гимн жизни. Долгой, насыщенной событиями жизни, где правит бал Его Величество Случай. Несмотря на атеизм Аллена он явно уверен - кто бы ни был там, наверху, у него есть чувство юмора, которое проявляет себя беспрестанно. Иногда доброй шуткой. Иногда жестоким сарказмом. Иногда великой иронией.

Картинка потрясающая. Прекрасный осенний Париж, золотой от солнца и листвы. Спеша на работу, Фанни встречает Аллена - бывшего одноклассника. Чуть позже мужчина признается, что был влюблен в неё в юношеские годы, и старые страсти неожиданно вспыхивают с новой силой. Фанни все это безусловно льстит. Только она давно и счастливо замужем за лучшим мужчиной на свете.

Жан умен, красив, богат (хоть никто и не знает чем конкретно он занимается), боготворит жену. Даже тёщу свою он боготворит, выполняя любой ее каприз. Но заслужить любовь тещи, как известно очень и очень непросто...

Любовный треугольник, куда вторгается мама жены трагичен априори. Но здесь не скажешь даже чего больше - драмы или комедии. Все, как и случается обычно у мэтра.

Не секрет, что звезды Голливуда с Алленом работать опасаются, поэтому в фильме задействованы французские актеры не самого первого эшелона (за исключением может Мелвиля Пупо). Но картина от этого только выигрывает. Свежие, незаезженные лица, удивительная естественность происходящего при гротескности и утрированности некоторых ситуаций - фильм хочется пересматривать снова и снова, подмечая детали.

Аллена обвиняют во вторичности - дескать все это было уже им сказано и неоднократно в других картинах. Но, как говаривал Шекспир, все случается дважды в этой жизни. И Создатель не прочь порой пошутить даже с самыми хитроумными и продуманными из нас.

8 из 10

13 октября 2023

Ирония под хруст французской булки

Фанни – прекрасная и легкомысленная. Ее муж Жан – ревнивец и абьюзер. Ее бывший однокашник Алан – романтик и писатель. Из этого нехитрого треугольника, разыгранного на парижских улицах и в осеннем лесу, проистекает ироничная и вудиалленовская история...

Самое ироничное в «Великой иронии», пожалуй, то, что принеси такой сценарий кто-то из моих одногруппников по киношколе, преподаватели бы его на смех подняли. Я прямо слышу их вопросы: «И это ваша развязка?» «Вы понимаете, что так история не работает?» «Вы так хотите разрешить конфликты героев? Серьезно?» Ну конечно, Вуди Аллену 87, и вопросы общественность к нему выдвигает куда более серьезные (и куда менее ироничные), и снимает он свое новое кино во Франции, с французскими актерами на французском языке не от хорошей жизни. Вообще, надо порадоваться за старика. В его годы, в подобных условиях его продолжают волновать такие вещи, как любовь, страсть, ревность, измена, преступление... и наказание...

Его пятидесятая (!) картина получилась удивительно бесхитростной и прямолинейной. Ну просто никаких полутонов. Если муж-рогоносец – то форменный моральный урод, мстительный, жестокий и коварный (еще и паровозики коллекционирует, инфантил!). Если пылкий влюбленный – то чистый, прекрасный, утонченный (еще и роман пишет, пижон). Про характер Фанни сказать что-то сложнее – просто потому, что она как флюгер: подарит муж кольцо – порадуется, позовет старый знакомый прогуляться – пойдет. Кажется ужасно несправедливым, что ей, по сути, заварившей всю эту кашу, за весь фильм (в котором под веселую саксофонную музычку происходят, на самом деле, жуткие вещи) ни разу не угрожает настоящая опасность, и расхлебывать ее косяки приходится другим людям. В итоге главной героиней фильма внезапно становится персонаж, вообще не участвующий в любовном треугольнике, а именно мать Фанни – а ведь в первой половине фильма ее практически нет (ну да, в этом кино практически все зависит от людей, которых зритель вообще впервые видит).

Так что не ждите от фильма сложных характеров и изящных сюжетных поворотов. Насладитесь картинками красивой жизни («- Милая, распорядись, чтобы мне налили выпить! – Да, дорогой! Сюзанна, налей моему мужу! – Да, госпожа!..») Услышьте хруст багета в парижском парке. Полюбуйтесь багряной осенней листвой в прозрачном воздухе за секунду до выстрела. А то, что всё это идет наперекор драматургии и зрительским ожиданиям... Ну что ж, это великая ирония!

9 октября 2023

Драма на охоте

Сняв первый в своей кинобиографии фильм на французском языке, Вуди Аллен решил переквалифицироваться из жанра мелодрамы в жанр драматического триллера - с элементами 'комедии ситуаций'. Получился все тот же Вуди Аллен - с головокружительно прекрасными диалогами, живописным дождем, щедро залитыми солнцем аллеями и непременными атрибутами 'роскошной' жизни, которая при ближайшем рассмотрении оказывается золотой клеткой.

Утонченная и грациозная Фанни (Лу де Лааж), в прошлом - бунтарка и любительница богемного образа жизни, а ныне - успешный менеджер аукционного дома, живет в центре Парижа со своим неприлично богатым мужем Жаном Фурнье (Мельвиль Пупо), которого приятели за глаза называют 'Гэтсби'. Прозвище это возникло неспроста - дело в том, что даже самые близкие друзья Жана не знают, чем он на самом деле занимается.

Месье Фурнье охотно демонстрирует гостям дома свои весьма недешевые хобби - охота на оленей, коллекционная игрушечная железная дорога, занимающая целую комнату - но не более. Поэтому слухи о Жане ходят самые разные - к примеру, сплетня о том, что в свое время он убил своего компаньона. Труп всплыл в лесном озере лишь спустя несколько лет, и установить причину смерти оказалось невозможным.

Фанни (почему-то от самого начала и до конца фильма она очень напоминала мне ныне подзабытую немецкую актрису Настасью Кински) наслаждается своим положением 'трофейной жены', иногда по привычке лениво бунтуя против слишком дорогих колец или убийства несчастных оленей. О любви к мужу тут, пожалуй, речи не идет - скорее, имеет место быть благодарность за то, что Жан подставил ей плечо в трудный момент жизни. После развода с первым мужем-наркоманом наша героиня совсем потеряла интерес к жизни, но встретив на новогодней вечеринке импозантного миллионера, решила круто поменять свою жизнь и согласилась принять его предложение руки и сердца.

Ситуация начинает потихоньку, так сказать, поворачиваться вокруг своей оси, когда неподалеку от офиса Фанни сталкивается с бывшем одноклассником Аленом (Нильс Шнайдер), ныне писателем. Ален был безумно влюблен в Фанни во времена школьной юности, его даже угораздило жениться на некоей девушке лишь потому, что она была похожа на его школьную любовь - но брак также завершился разводом.

Поначалу Фанни не относится серьезно к общению с Аленом, легко флиртуя и охотно слушая его бесконечные признания в любви. Но ось повествования продолжает поворачиваться - и вот уже героиня вспоминает свою сущность, так удачно запрятанную в сдержанные дорогие костюмы, - раньше мадам Фурнье нравились как раз таки богемные мальчики.

Ален - идеальный такой богемный мальчик, с типичной богемной квартиркой в мансарде, где, переходя из крохотной столовой в еще более крохотную спальню, непременно задеваешь головой скошенный под углом потолок. В этой-то спальне и зарождается страсть Фанни к ее бывшему однокласснику - тихий бунт капризной девочки против окружающей приглаженной действительности, против непомерно богатого и совершенно нелюбимого мужа, против приторных буржуазных разговоров - бунт, незаметно перерастающий в истинное чувство. Колесо повествования поворачивается на сто восемьдесят градусов - и вот тут начинается триллер.

Первой неладное заподозрит мама героини (Валери Лемерсье) - и поначалу целиком и полностью встанет на сторону горячо любимого зятя. Эдакая современная мисс Марпл, дотошная, сидящая на успокаивающих таблетках, она - один из главных сюрпризов этого слегка легковесного, несомненно ироничного и потрясающе красивого аттракциона от Вуди Аллена.

Фанаты режиссера, думаю, фильм непременно оценят - также однозначно рекомендую его к просмотру любителям старомодных, неспешных детективов и в целом поклонникам 'разговорного' европейского кино. И да, в отличие от большинства работ разменявшего девятый десяток мастера, в этой есть четкий финал и абсолютная логическая завершенность.

8 из 10

9 октября 2023

Идеальный Вуди Аллен в красивом Париже

У каждого твореческого мастера есть свой подчерк. Даже далёкие от мира искусства люди с лёгкостью могут узнать творения великих художников. А в случае с режиссёрами всё еще проще. И Вуди Аллен, являюшийся безусловно великим режиссёром, не исключение.

Последние фильмы мастера принято критиковать. Конечно, любой творец рано или поздно сталкивается с тем, что не способен удерживать заданный ранее уровень. Хуже, когда существуют и явно завышенные ожидания у публики. И всё же 50-й и (в который раз) заключительный фильм Аллена прекрасен.

Рука мастера видна уже на начальных титрах. Длительные, неспешные, написанные красивым шрифтом из фильмов 1950-х, под классический джаз – они как бы говорят сами за себя о тоске по ушедшей от нас красоте, которой практически нет с нами. Особенно в американском кинематгорафе, от которого Аллен отдалился после череды скандалов.

А так как действие фильма происходит в Париже, такой эффект более чем соответствует и настраивает на нужный лад. Быть может, именно отстранённый взгляд самого европейского из американских режиссёров и оказал влияние на картинку. Да, критики заслуженно отметили руку итальянского оператора Витторио Стораро с которым Аллен работает над последними фильмами. Но без режиссёрского вектора всё это едва ли было бы возможно.

Однако, операторская работа и правда шикарная. В 2023 году, когда Париж многими справедливо воспринимается как грязный, наполненный крысами и клопами (!) город, тандем оператора. .. и режиссёра Аллена показывает нам красивейший осенний город, переливающийся оттенками жёлтого и красного. Город здесь, пожалуй, можно назвать третьим главным персонажем наряду с Аленом (вот уж ирония) (исполняет Нильс Шнайдер) и Фанни (Лу де Лааж), история которых тесно с ним связана хотя бы тем фактом, что они совершенно внезапно встретились именно там. Смотря фильм возникает вопрос: «А почему я не там?». Осенний Париж глазами авторов прекрасен.

Многие отмечали, что характерной особенностью операторской работы стали цвета и игра теней. Когда на экране показан Жан Фурнье, муж главной героини в исполнении Мельвиля Пупо вы видите как картинка тут же становится холодной. Это уже второй фильм, где Пупо играет домашнего злодея, и ему это определённо удаётся. А игра света лишь подчёркивает имеющийся у актёра талант к злодейству.

Кстати, посмотрев фильм во второй раз я обратил внимание, что и наряды главной героини также подобрны в тон окружающему её месту.

Мне хотелось обойтись максимально без спойлеров и не говорить о самом сюжете, и упоминать ключевую героиню второй половины фильма, наполненной саспенсом, поэтому скажу лишь, что он хотя и банален, но вполне в духе многих известных работ Аллена. Так что ценители мастера интриг останутся довольны. Да и русское название картины вполне соответствует сюжету и французской идиоме, которая стала оригинальным названием.

Рекомендуется ли фильм к просмотру? Однозначно. Возможно, это не лучший фильм Аллена, но точно достойный. И если настоящие, дипломированные критики говорят про некий «фатализм детерминации», показанный в данном фильме, я лишь скажу, что во времена, когда хорошего кино исчезающе мало, такие ленты пропускать не стоит.

8 октября 2023

'Великая ирония' - типичный 'вудиаллен', который теперь говорит по-французски, но снова приносит дары на алтарь Случая

Осенний Париж, наша героиня - трофейная жена буржуа, который помогает богатым людям становиться еще богаче. По пути на работу ей встречается гость из прошлого, влюбленный в нее с юности писатель-невротик, путешествующий по миру в поисках вдохновения. Редкие встречи становятся частыми, увлеченность перерастает в адюльтер, а в дело вмешивается муж, румынские головорезы, мама-детектив и падающие листья на Елисейских полях.

Как кажется, Вуди Аллен всю жизнь снимает один и тот же фильм. Самоповторы впрочем уже давно стали его фишкой, а не уязвимостью. Толпы фанатов ждут еще один фильм Вуди Аллена, где будут угадывать, а на кого он больше похож - на претенциозную 'Жасмин', романтичную 'Полночь в Париже' или дерзкую 'Вики-Кристину-Барселону'.

При желании по фильмам Вуди можно составить легковесный гайд в стиле 'вот это смотри, когда грустно', а это 'когда хочется подумать'. При том, что реально великих фильмов, изменивших киноязык у Аллена - два. Ранняя 'Энни Холл' и средний по времени 'Разбирая Гарри'. В любом случае Вуди Аллен постоянен, творчески силен и по-прежнему невротичен. Бальзам на душу всем тем, кто мысленно всегда гуляет с ним по улицам осеннего Бронкса.

И все же фильм чрезмерно грешит вторичностью. При неизбежных плюсах сюжета, остроумных диалогах, финальном твисте и почти оммаже сразу трем ключевым фильмам последнего периода - 'Полночи в Париже', 'Матч-Пойнту' и 'Иррациональному человеку' - 'Великая ирония' не раскрывает ничего нового. Абсолютно допускаю, что таков и был план Аллена, финализирующий свой авторский метод и взгляд на жизнь.

В 'Великой иронии' ключевой темой остается сила случая. Этакая амплитуда везения и траектория фарта. В мире нет законов, уж точно нет Божьих. А куда уж, если нет их, человеческим - жалким попыткам познать случайный замысел эволюции. Вуди Аллен - известный атеист создает свою религию - веру в случайность, казуальность всего происходящего. Аксиомы, которую доказывать, опровергать будет разве что полный глупец.

'Великая ирония' хороша в деталях, но только в двух случаях. Вы либо никогда не смотрели фильмы Аллена, либо посмотрели их все. В этом загвоздка любого фан-клуба, любой субкультуры, всяческого собрания по интересам. Есть ли смысл париться о другом? Типичная вудиалленовская апофатика - 'Что если этот мир - иллюзия и ничего нет? Тогда я определенно переплатил за ковер в ванной'. Да что говорить, если даже фамилия семьи главной героини - Фурнье, которая набила Аллену как истинному фанату 'НЙ Никс' ту еще оскомину.

В конце концов, 'Великая ирония' - это легкая осенняя прогулка по одному из лучших городов мира, с томиком сентиментальной поэзии, очень похожей на Скарлетт Йоханссон Лу де Лааж и ненавязчивым советом, что маму все же нужно слушать.

А 85-летнему Вуди Аллену здоровья и сил. Новых фильмов. И почетной стены в каком-нибудь закоулке Манхеттена, где будет даже после его ухода неровно выцарапано 'ВУДИ ЖИВ'.

4 октября 2023

Пустые люди красивого города

Как сложно писать о таких фильмах, ведь в них ничего нет. Они пустые и банальные. Они похожи на тысячи фильмов с таким же сюжетом.

Хотя я читал в некоторых рецензиях, что банальность данной картины это её фишка, отличительная черта, что автор так и хотел.

Ну так или иначе (хотел Аллен того или нет) но картина скучная и банальная, а герои картонные, плоские и примитивные.

Обычная история любовного треугольника с более-менее оригинальной концовкой. Хотя оригинальная не значит хорошая.

Хотя как по мне, настоящего финала у картины как такового нет, она просто заканчивается и всё.

Лично я очень удивился когда пошли титры.

Кого жалко, так это актёра Мельвиля Пупо. Актёр сделал что смог, только на него и можно смотреть в данной картине, он и правда старается. Там проблема не в нём, проблема в его герое и картине в целом.

Что касается других героев, то они банальны, вы (если смотрели подобные фильмы с любовными треугольниками) уже видели их сотни раз.

Сюжет (в двух словах): Опять у нас пара у которой всё хорошо. Но жена не ценит ничего что муж делает и делал, она скучает. И тут встречает неожиданно старого друга (который как оказалось всю жизнь её любил). Ну а дальше любовный треугольник.

Забавно что в таких картинах любовник как правило либо художник, либо писатель. Хоть раз бы встретить подобный фильм, где любовник это дворник или продавец в магазине стройтоваров, ну или что-то такое. Вот это было бы оригинально и свежо.

Вывод:

Ну если Аллен и правда хотел чтобы была банальная картина и банальные герои, то ему удалось.

2 октября 2023

Признание в любви к Парижу.

Фильм открывается встречей двух одноклассников в Париже. Они учились вместе во французском лицее Нью-Йорка много лет назад. И всё, чего ты ожидаешь от картины — лёгкую мелодраму, встречу двух родственных душ в совершенно неправильном времени и вместе — внезапно рушится.

Она — в браке, вроде бы любит своего мужа, вытащившего со дна, однако иногда, за всей роскошью, безделушками, которые он дарит, чувствует себя трофейной женой, не личностью, а лишь куколкой, на которую можно повесить очередное кольцо.

Он — писатель, который любил её всю свою жизнь, и даже женился на женщине, напоминавшей её. Всё проникнуто контрастом между ним и её мужем. Парк с сэндвичами и роскошный ресторан, маленькое уютное жильё и большая, обставленная дорогими вещами квартира. Но эта, казалось бы, драма о неверности внезапно проникнута такой лёгкой осенней атмосферой, такой любовью к Парижу и всему окружающему, и снято это так по-алленовски, что драматизм остаётся будто бы за скобками.

Чего точно не ожидаешь от фильма — насилия. Но и здесь оно не нечто чёрное, а всего лишь тень от солнца. Режиссёр не упивается им, как делает, например Тарантино. Не даёт оценку, не пытается читать мораль, а наблюдает. Да ещё и с позиции оптимиста, который с иронией относится к жизни и знает, что она уж точно расставит всё по своим местам.

Не самый любимый мой фильм у режиссёра, но, однозначно, достойный. В самый раз для уютного октябрьского вечера.

8 из 10

1 октября 2023

Когда любовь уперлась в смерть

Вуди был похож и не похож на себя на протяжение всей своей карьеры - как этот фильм, который одновременно похож и не похож на весь его творческий путь.

Может быть все дело в том, что в фильме явно прослеживается крен в сторону трагоса, может быть в силу возраста режиссера, но счастливого финала нет, и, что-то подсказывает - уже не будет.

'Все проходит и это тоже пройдет' - именно эта цитата навязчиво преследует вдумчивого зрителя на протяжение всего повествования.

Вуди, одновременно, предсказуем и, почти, не объясним.

Открытый финал - еще одно новшество от такого привычного режиссера, который, словно издеваясь над зрителем, подкидывает несколько нераскрытых сюжетных линий для дальнейшего осмысления.

Что дальше? Вопрос открыт. Как дверца в сторону жизни, как творческая стезя великого Аллена.

1 октября 2023

Преступление без наказания

«Великая ирония» (в оригинале «Coup de chance» или «Счастливый случай», кстати весьма удачный пример русской локализации) вечно творчески молодого Вуди Аллена – один из самых блестящих за последние двадцать лет фильм маэстро, выделяющийся среди других картин необычной искрометной концовкой. Это еще одно знаменитое алленовское размышление об удаче, силе судьбы и успехе, который невозможно запрограммировать в духе «Матч-Пойнта» или «Иррационального человека». Только представьте, как Достоевский встречается с Софоклом, а судьба с треском влетает в стену расчета, как игрушечный поезд, оставляя разбросанные вагончики разбитых ожиданий.

«Великая ирония» – первый кинокомикс маэстро, разбитый на небольшие сцены фильм с затемнениями, идеален для ленивого перелистывания зрителем – некоторые ключевые фразы фильма подчеркиваются дважды, болтливое остроумие Аллена каждый раз выдается сугубо порционно, а персонажи прописаны так, что двойного дна у них не предусмотрено. Финальная мораль и вовсе фирменная для Аллена: мир – фарс, контролировать судьбу невозможно, а случай (несчастный или счастливый, кому как повезет) обязательно вторгнется в вашу жизнь незваным гостем. Об этом маэстро активно размышляет последние десять дет карьеры, в очередной раз призвав на помощь оператора Витторио Стораро, окрашивающего кадр в теплые и успокаивающие зрителя золотистые цвета.

Но увидев первый и явный слой незамысловатой притчи, не стоит останавливаться. «Великая ирония», да простят меня читатели за тавтологию, ироничный взгляд на судьбу творческого человека, за которым легко угадывается сам Аллен. Подверженный в Америке остракизму, как и Роман Полански маэстро Вуди нашел временное пристанище в Европе, где он и раньше снимал красивые открытки и незатейливые травелоги. На талант режиссера всегда находились поклонники, спонсировавшие любые его сценарии, даже откровенно проходные. Поэтому наблюдать за главной героиней Фанни Моро, творческой бунтарке под крылом богатого филантропа (с темным прошлым) вдвойне интересно. Аллен периодически беззлобно, почти по-приятельски посмеивается над миром нуворишей, плохо разбирающихся в искусстве, но упорно желающих его финансировать.

Аллен, и сам знакомый с некоторый русскими олигархами, понимает, откуда берутся их деньги, но как творец полностью отказаться от них не может, выписывая за деньги спонсоров их гротескные копии. В этом и заключается ирония маэстро, последние несколько лет балансирующего между решением завершить карьеру и снять еще один, уже самый последний фильм. Творчество – зависимо от капитала, но при этом сформировало для себя иллюзию свободы, того самого счастливого случая, когда творец тешит себя мыслью, что спустя многие годы об этом негласном договоре забудут и останется только искусство.

Конечно, Аллен далеко на Луис Бунюэль, Марко Феррери или, прости господи, Рубен Эстлунд с их ядовитыми портретами классических и новых буржуа, нью-йоркский невротик работает гораздо тоньше и в разы смешнее, каждый раз демонстрируя нам фирменную ироническую ухмылку. Вуди уже не упадет на своем пути, подчинив капризный случай своему гению. За творческие преступления он уже точно не понесет никакого наказания. А возможные преступления реальные со временем все равно забудутся, оставив на поверхности только чистое искусство. Вот уж действительно, великая ирония. Пожалуйста, маэстро, не останавливайтесь!

1 октября 2023

Трофейная жена

На экранах новый фильм Вуди Аллена, ну что, интересно, чем нас удивит режиссер.

Фанни встречает своего одноклассника Аллена, который был еще со школьных лет в нее влюблен. И сама не заметила, как за несколько встреч влюбилась. Узнав об этом, муж Фанни Жан начинает действовать, ведь он не готов отдать свою жену другому.

На главные роли утвердили французских актеров, так как режиссер вновь вернулся снимать в Европу, в оригинале фильм на французском языке.

Фанни (Лулу де Лааж) сотрудница аукционного домика. Девушка далека от материализма, ей близок мир искусства, она любит рассуждать о творчестве, а не обсуждать рестораны. Фанни замужем за Жаном, который делает 'богатых людей еще более богаче', но такая жизнь ей не интересна, и на фоне такого брака, она теряет голову с молодым и творческим Алленом. Актриса сумела передать все тонкости своего образа. Ее стиль говорит о том, что внешне она вынуждена соответствовать образу жизни своего мужа, но внутри она 'все равно бунтарка', которая с трудом носит дорогие украшения.

Аллен (Нильс Шнайдер) молодой литератор, который на время вернулся во Францию, чтобы написать роман. Всю жизнь любил Фанни и даже женился на той, 'которая была схожа' с Фанни. Аллен легкий, творческий, романтичный, в такой образ можно влюбиться. В герои не чувствуется серьезность, и его образ немного обманчивый, знакомясь с ним изначально теряешься, так как не знаешь, как относиться к нему.

Жан (Мельвиль Пупо) это уже третий за год фильм с актером, он не устает удивлять своими образами. Актер сумел сыграть социопата, который любит роскошь. У него есть весьма странное любимое развлечение. Смотря на него сложно узнать, на самом деле он любит Фанни или это действительно его 'трофейная жена'. Жан за обворожительной улыбкой и учтивостью, скрывает совсем другого человека.

Коди (Валери Лемерсье) замечательно сработала. Ее восхищение Жаном удивляет, а ее резкое смена отношения к нему удивит еще сильнее. Актрисы в фильме не так много, и не думаешь, что именно она сыграет ключевую роль в развязке фильма.

Актеры восхитили своей игрой, настолько естественно вели себя, что смотреть за ними настоящее удовольствие.

Образ каждого сработан до мелочей: стиль одежды, места работы, укладка волос все эти детали играют огромную роль в раскрытии характеров.

Сценарий фильма моментами схож с ранними работами режиссера, но это не делает фильм менее интересным. Тут нет той запутанной любовной линии, которую можно наблюдать в других работах режиссера, все намного яснее. Это не мешает режиссеру заинтриговать зрителя.

Настоящий осенний фильм, уютный, атмосферный. Оператор радует картинкой и яркими кадрами. В фильме много красивых локаций, которые восхищают глаз. Стоит отметить красоту загородного дома и территория рядом с ним.

Удачно выбраны краски для сцен. Режиссер часто уводит властного Жана в серые тона, и в момент уводит его в тень, тем самым визуально указывая зрителю, что Жан на стороне зла. И в сцене разговора Жана с Фанни можно заметить, что на героях разный цвет, Фанни всегда в оранжевом, а Жан в сером, еще раз указывая, кто есть кто.

Саундтреки создают атмосферу сценам делая их романтичными, веселыми или наоборот тревожными.

И снова режиссер дает возможность рассуждать на тему о счастливом случае. В фильме мнения разделяются.

Это не самый динамичный фильм режиссера, в нем не так много абсурдных ситуаций, но вот развязка заставит нервничать.

Что касается финала, тут все так, как любит режиссер и даже намного интереснее.

Мне фильм нравится, я с удовольствием наблюдала за всем, что творится. Мне очень нравятся актеры и герои, которых они играют. Игра актеров ни разу не дала усомнится.

Фильм можно назвать самым стильным из всех, которые я видела у режиссера.

30 сентября 2023

'Великая ирония' - идеальный осенний фильм под чашку чая

И хотя последние годы имя Вуди Аллена вызывает у индустрии холодок по коже из-за скандала с домогательствами, маэстро появился на Венецианском фестивале 2023. Пусть он не прошел по красной дорожке, 'Великую иронию' европейская публика приняла с теплом.

Вероятно, последний фильм Аллена не похож на те работы, которые я смотрела до этого у режиссера, однако его авторский почерк настолько ощутим, что без него фильм был бы невыносимо скучным.

Из чего состоит Вуди Аллен? Из долгих начальных титров под старинный джаз, где имена создателей напечатаны характерным для фильмов 50х шрифтом с засечками. Из роскоши old money style — дорогие бутики и рестораны, охота, любовь к музыке и светские рауты. Из восхищения старыми фильмами и классической литературой. Из яркого цветокора осеннего Парижа в объективе Витторио Стораро. Из веры в магию уикендов и случайностей.

Именно фатализму посвящена 'Великая ирония', как и большинство фильмов Аллена, если присмотреться. Маэстро заигрывает с любовным треугольником, французской романтикой и легким криминалом. Простенькая мелодрама в финале становится остроумным высказываем в духе режиссёра.

И хотя мое сердце навечно будет с авторами-новаторами, Вуди Аллену я готова простить маленькую шалость ностальгии по бесхитростным ромкомам. Его кино возвращает в ту эстетику, которой я никогда жила, и после 'Великой иронии' даже в хмурой осенней Москве хочется верить в роковую и мечтательную встречу.

28 сентября 2023

Триллер Великая ирония на большом экране с 2023 года, его режиссером является Вуди Аллен. Кто снимался в кино, актерский состав: Кеннет Эдельсон, Лу де Лааж, Валери Лемерсье, Мельвиль Пупо, Нильс Шнайдер, Грегори Гадебуа, Гийом де Тонкедек, Жанна Бурно, Анн Луаре, Барбара Гоэнага, Сара Мартинш, Янник Шуара, Уильям Надилам, Арно Вьяр, Нэйдра Айади.

В то время как во всем мире собрано 7,423,554 доллара. Производство стран США, Франция, Япония и Великобритания. Великая ирония — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.