Купе номер 6
6.8
7.2
2021, мелодрама, драма
Россия, Финляндия, Эстония, 1 ч 43 мин
18+

В ролях: Юра Борисов, Сейди Хаарла, Динара Друкарова, Дмитрий Беленихин, Валентина Бодягина
и другие
Студентка из Финляндии садится в поезд Москва-Мурманск, пытаясь сбежать от своей таинственной московской любви. По воле случая ей приходится разделить долгую поездку и тесное купе с грубоватым русским шахтером. Нечаянное соседство помогает обоим пассажирам купе номер шесть осознать своё одиночество и тоску по человеческим отношениям.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Купе номер 6

год: 2021
страны:
Россия, Финляндия, Эстония, Германия
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Яни-Петтери Пасси
художники: Вячеслав Кишкун, Дина Логвинова
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $169 895
Сборы в США: $205 843
Мировые сборы: $2 669 654
Дата выхода
Мировая премьера: 10 июля 2021 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Купе номер 6», 2021

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Купе номер 6», 2021

Процесс важнее цели

'Ельцинская Новая Россия' и стык веков. Бунтарская свобода слова без ксенофобии и национальных предрассудков. Простые люди, простые правила, простые разговоры. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый. Процесс важнее цели. 'Дорожная история', где одиночество возведено в абсолют и является краеугольным камнем всего перформанса. Ты, да я, да мы с тобой. От неприязни до дружбы один шаг.

'Купе номер 6' - это именно такое кино: неровное, шероховатое, снятое на пленочную ручную камеру, побуждающее на дискурс законченными самостоятельными тезисами-ванлайнами. Простое, как железная дорога. Меланхоличное, как сигаретный дым в тамбуре. Искреннее, как диалог после выпитого литра 'горячительного'. Честное, как похмелье после знакомства. Воодушевляющее, как взор в окно во время движения поезда.

Не устану повторять фразу 'Каждому режиссеру нужен свой 'Гараж'', и Коусманен 'выдал базу' - бессюжетный 'слайс-оф-лайф' на час-сорок, который попросту интересно смотреть, вникать, поглощать. Которому хочется сопереживать. Литературная основа во всей красе: ставки на диалоги-поединки, колоритных персонажей, пущай и без проработанной и показанной экспозиции в кадре, а так же рифма с 'Особенностями национальной охоты' - взгляд на Россию глазами финки и пресловутое кредо 'свой среди чужих, чужой среди своих'. Лучше и не напишешь: соотечественник 'в крысу' ворует видеокамеру, а иностранец всячески помогает двигать протагонистку к изначальной цели, невзирая на полную противоположность и непонимание со своей стороны. По всем заветам Данилы Багрова а-ля 'Русские своих не бросают' в контексте истории главная героиня трансформируется из обычной студентки по обмену в свою, исконно-русскую дивчину, которой невозможно отказать, ибо 'кодекс пацана' не позволяет. Так оно и вышло, что мне понравилось то, что я увидел, хотя назвать 'Купе...' слишком уж увлекательным фильмом язык не поворачивается. Медленно, медитативно, размеренно. Любителям 'жизненного' и разговорного кино - мой рекомендасьен. Фестивальная форма соблюдена в полной мере, и это не может не радовать.

Актерские работы отличные: Борисов, как обычно, ворует все экранное время, хоть и является персонажем второго плана. Сейди Хаарла - украшение сего проекта: милая, невинная, чужая, отстраненная, ищущая пути к самосовершенствованию. Прекрасная химия между героями, которая приятно 'работает' с кино-проекторного экрана и западает прямо в душу. Операторская работа и монтаж - ок. Саунд-дизайн и пост-продакшен в DTS удивили, хотя и являются избыточными.

Гран-при в Каннах, номинация на 'Оскар' в категории 'Лучший иностранный фильм', отзыв прокатного удостоверения в РФ, что само по себе бред - Юхо Коусманен снял максимально правдивое кино про 'русскую душу', которую нельзя понять, а можно только прочувствовать. Порой, действительно нужно купить 'one way ticket', а дальше будь, что будет. Живи настоящим, смотри в будущее. Приятного просмотра.

7 из 10

16 апреля 2024

Это любовь, такая головоломка.

Что же соединило такие страны как Финляндия, Эстония, Россия и Германия для создания ленты, получившей Гран-при в Каннах? Конечно же, 90ые, во всей красе - кинематографическая классика лихих годов истории России. Полная разруха, море алкоголя, шансон на фоне в угнанной «Жигули. Все, кто хоть как-то близок к теме, колорит оценят по достоинству!

Отсутствие динамики в сюжете может отпугнуть неискушенного зрителя, должным образом не настроенного на формат Каннского фестиваля, и это следует учитывать заранее. В фильме достаточно жизненной философии. От позитивно описываемой в светских кругах до реальности поездной романтики, где главная героиня постоянно находится в поисках себя и насущного смысла.

К теме, про роль музыки в фильме, - с помощью неё раскрывается суть происходящего, в тот или иной момент. Сюжет про историю неразделённой любви. Про разлуку, длиною в маршрут Москва – Мурманск, и горячий финский темперамент напротив суровости русского работяги…

Возвращаясь к мелодичным композициям, от легких мелодичных, близких к стандартам Евровидения и до ностальгических танцевальных, актуальных на тот момент. Подборкой занимались точечно, в попытке одновременно связывать их с чувствами героев и событиями картины. Вроде как и получилось, но местами не очень.

Впрочем, что меня немного раздосадовало, так это непонимание отсылок к Чехову, если такие и планировались. Может, с моей стороны не до конца произошло погружение в скрытые смыслы автора картины Юхо Куосманена. В защиту режиссера хотелось бы отметить тот факт, что рассмотреть романтику в Мурманске зимой – это уже уровень, достойный номинации по мнению жюри фестиваля. С чем необязательно быть согласным.

Подобные фильмы зачастую разделяются категоричным мнением зрителей 50/50. Я всё же больше склоняюсь к тем, кто досмотрит до конца и не будет при этом раздосадован произошедшим. Но далеко не факт, что вспомню название спустя несколько недель после этого.

16 февраля 2024

Купе номер шесть

Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля. Претендует на кучу других наград. В том числе и на Оскар. Четыре месяца хотел посмотреть эту картину. Посмотрел. Фильм, честно сказать, получился хороший. У финского режиссера Кусоманена получилось взглянуть на российскую действительность немного под другим углом. Жанра фильма можно охарактеризовать как Ж/Д-муви. Действие на протяжении почти всего фильма происходит в поезде. Одна 'купешка', в которой приходится уживаться двум главным героям. И эта поездка, наверное, немного меняет их жизнь и взгляды. Русский гопник Лёха (Юра Борисов) на деле оказывается более тонким сентиментальным романтиком. Главная героиня (финка) предстает перед нами доверчивой и наивной студенткой с ценностями 'Це Европы'. Но в ходе развития сюжета, её мировоззрение и амбиции претерпевают изменения. Главных героев, наверное, объединяет чувство одиночества. Только парень давно понял это. А вот девушка ещё не до конца. И дорога на поезде ведёт не в конкретный Мурманск с условными петроглифами. Она несёт героев к чувствам, за которыми всё остальное кажется уже менее важным. Фильм наполнен контрастами. Извините за незначительные спойлеры. Режиссёр показывает нам финского интеллигента, который в реальности оказывается простым проходимцем. Мужики из гаража раздают иностранцам халявную водку. Проводница поезда не берёт деньги за смену койко-места. Очень интересно было посмотреть на подобную художественную интерпретацию российских реалий. Ну и романтика поездов передана шикарно. Я с радостью вспомнил свои поездки в дальнее путешествие на поезде. Желаю фильму завоевать кучу премий и продвинуться. Потому что фильм точно будет интересен иностранному зрителю. Ну и рекомендую всем посмотреть, кто ещё не смотрел. В фильме, конечно, есть парочка откровенных зашкваров и доля кринжатины, без которой, на мой взгляд, можно было бы обойтись. Здесь точно без спойлеров. Кому надо - тот поймет. Кроме того, многие комментаторы после просмотра увидят попытку создателей выйти на Европу и Америку. Но художник видит картину иначе. А, значит, довольствуемся тем, что есть. Спасибо за внимание, друзья!

28 ноября 2023

О каких «Каннах» идёт речь?

Такое кино максимум бесплатно стоит выкладывать в интернет, потянет на студенческую работу, но участие в Каннах, это какая-то фантастика для данной картины.

Юра Борисов практически с самого начала отдаёт образом Багрова. Никакой предыстории героя, непонятны некоторые поступки из-за отсутствия биографии.

Практически до конца фильма было непонятно в какое время происходит действие фильма, из-за машин позже пришла догадка, что это 90-е.

Про возраст студентки сильно возмущаться, конечно, не стоит, так как учёба в любом возрасте - это норма, но также не хватает предыстории героини.

Концовку похоже просто отрезали, сделав конец на красивом моменте, будто хотели сделать что-то вроде хэппи-энда, который бы явно не помешал, и с подробностями.

Весь фильм задаёшься вопросами: куда, к кому, зачем, почему, на какие деньги?

Слабый фильм, но идея очень даже ничего.

20 ноября 2023

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФИНКИ В РОССИИ

Уж если зашел разговор о роуд муви, то.. Вечер, небо, самолет Москва-Дубай. Покидая Родину, я спешу насладиться российским фильмом «Вагон номер шесть», который я заприметила в развлекательной программе авиакомпании Эмирейтс. Почему бы не скоротать полет за фильмом, который уже был в моем списке обязательных к просмотру? К тому же, мне интересен Юра Борисов. Так что, win-win situation.. (беспроигрышная ситуация).

У всех есть путешествие всей жизни. Для кого-то это вокруг света за 80 дней, для кого-то - увидеть Париж и умереть, кто то едет в индийские ашрамы, кто-то в ретрит на Бали, а финская девушка сгорает от желания ознакомиться с загадочными и труднодоступными петроглифами в Мурманске.

Вагон с номером шесть неслучаен. Русские не могут жить степенно, без приключений, ибо имеют внутренних цыплят в голове, не дающих им покоя. И ладно сами бы только так жили. Ан нет, заражают финнов. Тем скучно жить без надрыва, без того, что так нравится финской девушке Лауре - без высоких потолков, обоев с узорами, вечеринок, компаний, профессоров литературы и экспериментов в виде нетрадиционных сексуальных отношений. Однако, все хорошо в меру. И если заниматься экспериментами по молодости во студенчестве сам бог велел, то застревать в них в зрелом возрасте нежелательно. Иносказательно,, кто не куролесит в молодости, тот не имеет сердца. А кто не умеет вовремя остановиться - не имеет мозгов. И кто бы мог подумать, что вовремя остановиться финской девушке поможет случайный попутчик по купе, сам без царя в голове - недалекий на вид на пропойца, который даже не в состоянии выговорить слово «петроглиф» с пятой попытки. Работник горного комбината открывает запутавшейся финке немудреную истину. Живи просто - ешь, пей, люби. А если наступает чувство пресыщения, как с поднадоевшей лесбийской любовью, и чувствуешь фальшь с натянутостью - то беги, размыкая круг.

«Вагон номер шесть» - это история дружбы двух совершенно непохожих людей, противоположностей, оказывающих друг другу далеко не медвежью услугу. Один становится способен на души прекрасные порывы. Другая, наконец понимает, что ей делать - сходить ли с поезда на остановку раньше, возвращаться назад к своей фамм фаталь или ехать на встречу с петроглифами. А ведь понять, что в жизни нужно, дорогого стоит, чтобы не тратить впустую драгоценное время и молодость.

Юра Борисов победоносно шагает по экранам, и опять не в одиночку. Финский акцент бывает такой же шарман, не хуже французского, а валяния в снегу под аккомпанемент завывающей метели столь же романтичны, как прогулки под луной.

В газете Ilta-Sanomat рецензия вышла с заголовком «„Купе номер 6“ — лучшее, что произошло между Россией и Финляндией за долгие годы». Ну что же, дай то бог..

8 из 10

11 ноября 2023

… одна только пустая случайность

Почему фильм называется именно 'Купе № 6'? Не 5, не 3, не 8? В этом я не вижу нумерологических хитростей. Тут лишь отсылка на классику, 'Палату номер шестой' Антона Павловича.

Видимо авторы ленты как раз и хотели показать безумие отечественного быта на примере одного из самых заурядных купе. В нем оказываются двое - мужчина и женщина. Они и очень разные, но их молодость и желание жить создают романтическую атмосферу там, где и не должно было быть.

На фоне этого мы видим дорожные зарисовки, картинки из жизни страны. И вот в этом заключается главное препятствие для положительной оценки этой ленты.

Прежде всего время действия не обозначено. Вероятно речь идет о промежутке между концом 80х началом 90х. А если быть точнее, то подсказка в музыке. Если исполняемая в такси Desireless - Voyage, voyage, вышла в 1987 году, то 'Владимирский централ' Круга в 1998 в альбоме 'Мадам'. Но для 1998 года тут совсем нет предпосылок. В картине напрочь отсутствуют зарубежные машины, турецкая одежда и многие другие атрибуты конца 90-х.

И это очень значимый момент. Ибо если время действия не подчеркнуть, то далекому от российского быта зрителю может показаться, что дело обстоит сейчас. А ведь фильм показывали в Каннах. И может сложиться кардинально неправильное впечатление, что сквозь сумрачные барьеры пытается иностранка познать петроглифы, до которых никому из местных и дела нет.

А между тем, сейчас подобных вагонов с такими устаревшими купе уже и нет в парке РЖД. Да и сотрудники РЖД не ведут себя так. Не ведут себя так развязно и пассажиры. Вероятно, и не вели себя они так никогда. Грубость, алкоголь, отсутствие манер... Все это был лишь частный случай, но не более.

На мой взгляд, куда интереснее выглядела бы история об иностранке, которая едет в наши дни в поисках петроглифов. Было бы здорово показать культурные несоответствия, сделать кинопортреты ночного Петрозаводска и зимнего Мурманска. В таком разрезе концовка ленты так и вовсе могла бы остаться без серьезных изменений.

Только это была бы уже совсем другая повестка. Россия бы была изображена интересно, с учетом многовекового колорита. Нужны ли такие зарисовке современным организаторам Каннского фестиваля? Получил бы такой фильм один из главных призов?

А предложенное возвращение постперестроечных нуаров видимо попало в самую точку таких ожиданий.

3 из 10

14 мая 2023

Купе №6 - фильм о бегстве от себя к себе

Вот кажется, что человек целеустремленный отправляется в дальнюю дорогу, указав свой труднодостижимый пункт назначения и цель.

Его ничто не остановит. Преодолевая собственные страхи и любые препятствия, он устремляется к заветной мечте.

Поезд отправляется, попутчики рассаживаются в купе. Ну и как повелось, ты оказываешься лицом к лицу на долгие двое суток с тем, кто тебе, вполне вероятно, неприятен и чужд, утомительно балагурит, ест, выпивает и подозрительно прилипчив.

Но Москва остаётся далеко позади, а впереди впервые посещаемый Мурманск, с таинственным артефактами прошлого, которые тебе нужны для твоей профессиональной гордости и ещё чего-то.

И оказывается, что путешествие - совсем не цель, а средство убежать от себя и одиночества. Попытка наощупь найти тепло и такое неуловимое счастье.

Я посмотрела российскую киноисторию, рассказанную финским режиссером Юхо Куосманен, оператор и актриса в главной роли тоже финны. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2021 году и выдвинут Финляндией на «Оскар».

И несмотря на то, что действие происходит в России, пейзаж узнаваем, психологические типажи и мотивы героев понятны, ракурс и взгляд все-таки новый, в чем-то удивительный, открывающий в нас самих что-то новое и не всегда плохое или хорошее, а особенное и человеческое, индивидуальное и объединяющее.

4 декабря 2022

Выпьем же за здоровье!

Идея обладает огромным потенциалом - но исполнение, имхо, подкачало.

Итак, замкнутая финка (хе) едет из богемной Москвы через всю Россию ради петроглифов - и вынуждена делить купе с простым русским парнем Лехой, который катится в ту же сторону на заработки. Ну и как бы контраст скандинавской зажатости и русской шир-роты, пр-ростоты высекает искру взаимопонимания и так далее.

Но.

Почему-то простой русский парень, выражение глубинного народного очарования, в глазах режиссера (финна) должен а) мрачно бухать, б) оскорблять только что встретившуюся девушку намеками на проституцию, в) простите, пердеть ('Маяк номер 6'), г) угонять привокзальные авто и так далее.

Ну и как бы... как бы в итоге не веришь ни в просыпающиеся чувства главной героини (стокгольмский, разве что, синдром), ни в раскрытие образа Лехи, который из блевотного маргинала начала фильма по щелчку пальца становится грубой, но не понятой жертвой социума середины и финала. И весь фильм рушится - потому что видишь не Леху и Лору, а режиссера по имени Юхо, который в чем-то зрителя пытается убедить.

А еще присутствуют: еще более маргинальный маргинал, чем Леха, от которого героиню Лехе надо спасать; еще более маргинальный, чем более маргинальный, чем Леха, маргинал, финн aka символ загнивающего, бездуховного и пластикового запада, от которого героиню должно отвернуть; водка-самогонка-спиртяга-бухло, потому что ну Россия же, как иначе; угрюмые хамы-провинциалы, потому что потому же, ну; персонажи, объясняющие, как надо к Лехе относиться. Ну и, повторюсь, дико карикатурный на первых порах гопник, которого и в Даешь молодежь взяли бы вряд ли.

Что в фильме хорошего (ибо сделан он хорошо): формат роуд-муви, атмосфера угрюмого поезда начала нулевых, игра Юры Борисова (натуральненько), исследование поезда и дороги как самостоятельной формы пространства - на контрасте с пространством 'обычной' жизни, отличное качество съемки.

В общем, посмотреть можно - но только ради того, чтобы понимать, что сейчас снимают.

18 сентября 2022

Во-первых, здесь, вероятно лучший Борисов. Кто-то скажет, да что там, матерящегося гопника и алкаша играть — ок, попробуйте. Во-вторых, аутентика. Финский режиссер Юхо Куосманен явно не раз ездил в советском/российском поезде, так что вместе с героями, хамоватыми проводницами и ночными остановками снова проедемся и мы.

Долго крутил собственные впечатления в голове, стараясь облечь в какие-то верные слова то, что мне действительно здесь понравилось вне съемок и кастинга. По итогу пришел к мысли, что КУПЕ умеренно удачно раскрывает тему странствующего одиночества («Мы все одиноки» — бросает случайный финский сосед центрального тандема, а, как вы, вероятно, знаете, я любитель притянуть к мелким эпизодическим репликам общую суть) и боли расставания — той самой, что жутко щемит в груди после того, как пусть и за небольшой временной отрезок успеваешь привязаться к человеку, поначалу вызывавшему полное отторжение. Профессиональные мечты сбываются и результат, как водится, дарит куда меньше радости, чем процесс; чем путь к тому, что когда-то казалось важным. Нащупали, попали, ага.

9 мая 2022

«В Ирландии все рыжие, а в Китае их нет»

Застать меня за просмотром отечественных «кинопопыток» почти невозможно и когда «Купе №6» крутили-идти на него причин не было, а когда они появились в связи с его отбором на «Оскар» и «Канны»-крутить его уже перестали.

Затянуло мгновенно и не только потому, что и я ездил смотреть на петроглифы, а еще и потому, что фильм этот каким-то образом поместил себя в серию «и смотреть невозможно, и невозможно выключить».

Если как-то собраться и пережить начало, которое попробует сбросить вас за борт «повесткой» (которой не ясно, зачем следовать, если можно не следовать), дальше можно увидеть что-то очень ценное.

Мы не будем исследовать мотивы режиссера, которому было уберважно «прийтись ко двору» и «пройтись по дорожке», пропуском куда и является сам факт прогиба. Сосредоточимся на том, ЧТО у него получилось:

Итак, финская Джесси Бакли, чьего парня зовут Ирина, отправляется в сомнительное путешествие в Мурманск на поиски петроглифов посредством РЖД. Страдая от скуки, продолжительности аферы и качества еды из вагона-ресторана, она оказывается в одном купе с Лехой, ни разу не считающим, что «синька-чмо». По сути (кроме гитары), это-все, чем и планирует заняться Леха в дороге, и несмотря на то, что финка и не думает о смене нательного белья все эти 35 часов-Леха и не думает переставать к ней «подкатывать».

По дороге к ним подсаживается финн, отнимая у Лёхи лавры «первого парня шестого купе», а у главной героини-самое дорогое, превращая все ее воспоминания в пыль, пока они соревнуются с Лехой, кто из них более ужасный человек…

Водки тут столько, что позавидуют даже Балабанов с Звягинцевым, ну а дальше-все, как мы любим: барсетки, кожанки, «Жигули» с «Владимирским централом» и шлепки на носки…Непросто, но…

Все становится возможным, если есть ЦЕЛЬ, и весь этот фильм существует только ради одной сцены, добраться до которой вы сможете уже совсем другим человеком…

Жесточайший артхаус, которым, если быть честными, и является наша жизнь.

19 апреля 2022

Замечательный рассказ о дружбе, любви и одиночестве.

Фильм начинается с вечеринки московской интеллигенции, показанной достоверно и очень зло. Атмосфера безблагодатности встречи говорящих кукол, высокопарно обменивающихся красивыми банальностями, передана в лучших традициях русской классики. Все эти ходячие манекены натужно показывают дружбу и близость, на самом же деле глубоко безразличны друг другу. Очень показательна сцена веселья в честь 'моей замечательной финской подруги', во время которого одна из улыбающихся фальшивой улыбкой гостей вполголоса спрашивает соседа - 'А кто это вообще такая?'.

Финская студентка, не привичная к подобным спектаклям, принимает все за чистую монету и страстно желает стать частью этого общества. Под влиянием разговоров своих новых друзей она решается на поездку в Мурманск - в самом деле, почему бы не посмотреть на петроглифы посреди зимы? Разумеется, ее московская подруга находит предлог, чтобы не ехать в этот безумный вояж.

И вот финка садится в поезд Москва-Мурманск и занимает место в купе номер шесть, где и происходит ее встреча с совершенно другой Россией. Малограмотный и грубый бывший зек Леха, едущий из Москвы на заработки на ГОК, впервые слышит от иностранки о петроглифах и по-детски непосредственно изумляется ее желанию увидеть камни в тундре посреди зимы.

Знакомство не задалось сразу, как принято говорить в таких случаях.

Но встреча в купе номер 6 стало важной, если не важнейшей, в жизни обоих - и интеллигентной финской студентки, и ее полного антипода, поначалу выглядящего как карикатурный типаж 'русского быдла'.

Не буду перессказывать сюжет и лишать вас удовольствия от просмотра фильма. Предостерегу лишь от излишней придирки к деталям. Да, поезда в России давно не такие. Да, освободившийся зек никогда не поедет на заработки в купе. Конечно же, давно никто не пользуется телефонами-автоматами. И так далее и тому подобное. И при всем при этом авторы смогли поймать что-то очень важное, какую-то вечную истину о человеке и человечности, о нашем вечном одиночестве в мире, полном людей.

11 февраля 2022

Купе номер шесть из десяти.

Конец девяностых. Финская студентка Лаура одна едет на поезде из Москвы в Мурманск, чтобы посмотреть на петроглифы (древние наскальные рисунки), которые она изучает на археологическом факультете. Мало того, что это изначально сомнительная перспектива, так ещё и в купе ей попадается не самый приятный попутчик - быдловатый рабочий Лёха, который своим поведением сразу начинает делать поездку Лауры максимально некомфортной.

Финский фильм, снятый про Россию, помимо исключительно положительных отзывов кинокритиков, получил гран-при в Каннах, и будет выдвигаться на Оскар от Финляндии. Я искренне рад этим фактам, но причины этого остаются загадкой. Во многих из отзывов написано про тёплый роуд-муви, который становится таким благодаря ламповой атмосфере и магической химии главных героев. Мне кажется, ни первого ни второго в купе номер шесть нет. Режиссёр действительно удивительно тонко для иностранца передал атмосферу России девяностых с грязными пыльными вагонами, пьяными и грубыми людьми и морем дешёвого алкоголя, но никакой ламповости я в этом не вижу. Не покидало ощущение, что я смотрю Балабанова или Быкова, и вот вот произойдёт какая-нибудь жесть. Что касается главных героев, то развитие их отношений не выглядит логично, а по отдельности они не вызывают эмпатии. Сейди Хаарла, сыгравшая Лауру, запомнилась мне грязными волосами, несоответствующим студентке возрастом и отсутствием эмоций на лице, а Юра Борисов запомнился тем, что как только в России появляется новая звезда, то ее начинают неадекватно много снимать (радует, что в отличии от Козловского и Петрова, Юра действительно очень талантлив).

Купе номер шесть - неплохое кино на один раз, которое приятно и интересно посмотреть, но не более. Юхо Куосманен поднимает интересную и важную тему о потенциальной близости совсем разных людей, но глобально «Купе» сильно не заинтересовало ни как роуд-муви, ни заставило поверить в себя, как мелодрама об отношении людей.

6 из 10

6 февраля 2022

Фильм о вечной русской зиме и искренности

Финская девушка Лора и русский шахтер Леха едут в одном купе в Мурманск. Лора тоскует по выдуманной московской любви и хочет увидеть загадочные петроглифы. Леха 90% пути пьет, а в остальное время пытается совершить что-то хорошее.

Все действие развивается на фоне тоскливой северной зимы, доброты незнакомцев и вечного русского пессимизма. Картинка настолько прекрасна, насколько возможно это было сделать. Ночь, вечер, старый вагон, усталая проводница, остановка, пропахший табаком тамбур, остановка, разговоры, разговоры.

За всеми этими пустыми разговорами сложно заметить, когда Лора и Леха перестают быть просто случайными попутчиками. Эта молчаливая история не столько об одиночестве двух людей, сколько об искренности. Мы не одиноки, потому что одиноки, мы одиноки, потому что порой не хотим и не умеем быть искренними с людьми, которые нам нравятся, с которыми мы хотели бы быть.

Фильм настолько полный диалогами, картинками, смыслами, в нем нет ничего лишнего. Вот это как раз и можно назвать таким вкусным авторским кино, которое переворачивает своей обычностью.

Однозначно смотреть, если вы помните (и любите) вкус чая из титана и бесконечные пространства за окном дребезжащего вагона.

25 января 2022

Купе номер 6

Общее впечатление: Дорожное приключение длинною в несколько дней. Лаура (Сейди Хаарла) едет в Мурманск смотреть Петроглифы (наскальные рисунки), на ее душе любовная рана и боль не утихает. Но поездка для нее становится «веселой» (а позже значимой) с самого начала, в купе номер 6 едет мужчина, тоже в Мурманск, домой. Лёха (Юрий Борисов) сначала не особо рад попутчице, да и разговор не заладился, но позже соседи обнаруживают что их сближает не только поездка, но и одиночество, которое так рьяно выходит за рамки.

Фильм был впервые показан на кинофестивале в Каннах в июле 2021 года, где получил Гран-при. Невероятно меланхоличная, спокойная и в тоже время теплая лента про одиночество. О, сколько лент снято на эту тему! Встретились два человека, у которых по сути ничего и нет. Лаура хочет осуществить свою мечту, Лёха просто же едет домой, но вскоре для него появляется цель — мечта Лауры.

Мне очень понравилась картина, она такая уютная, необычная и в тоже время простая для отношений двух незнакомых людей, которые становятся близки в один миг. Этот недолгий рассказ в пару дней переносит зрителя в поезд. В вагон двух несчастных незнакомых людей… Юрий Борисов и Сейди Хаарла - тандем актеров, между которыми образуется химия. Грань кино стирается, я будто с персонажами в купе, мчу в холодный Мурманск.

Нет, эта история не о любви. Эта история о стремлении к мечте, о преодолении препятствий и победа над одиночеством. Иногда чтобы стать ближе достаточно одного разговора…

8 из 10

24 января 2022

С надеждой на тепло

Пробираясь все дальше на север сквозь холодную русскую зиму, героиня фильма постепенно открывает в окружающих ее людях скрытые под маской грубости и невежественности душевное тепло и искренность, а в себе сильное желание любить жизнь такой, какая она есть - со всеми ее печальными и смешными несуразностями.

ЧуднОй в фильме предстает приютившая финскую студентку Россия, нелепая в своих прекрасных пейзажах, загороженных покосившимися и прогнившими избушками, и лишь внешне опасная со своими темными дырами стоящих на посту гаражей, в которых скрываются добродушные пьяницы. ЧуднЫе отношения завязываются у девушки на ее «железнодорожном» пути с соседом - колесящим по стране сезонным рабочим, грубым, необразованным и по русскому обыкновению полупьяным. Но как чУдно все приходит к своему финалу. Или же к началу. Ведь поколебленная вера в любовь вновь загорается в героях с новой силой и хочется смеяться и плакать от бухнувшегося как снежная лавина счастья.

Чем же так трогает эта история любви, вобравшая в себя, казалось, весь набор приевшихся штампов, начиная от образов «таких разных» влюбленных и заканчивая отдельными сюжетными ходами наподобие нарочно неверного перевода фразы «Я тебя люблю» нецензурными словами?

В снискавшей признание критиков и любовь широкой публики картине переплетаются и волшебство сказки о Красавице и Чудовище, и романтика с привкусом горечи «Титаника», и атмосфера распространяющегося повсюду безумия «Палаты номер 6». Так, простодушная и непритязательная история любви становится частью большого сюжета о преодолении человеком своего одиночества во враждебном и отторгающем его мире. По реалистично поданной в фильме России 90-х с ее бедностью, разрухой и блуждающими по заснеженным дорогам печальными и уставшими людьми, витает призрак светлой надежды на приятные встречи, волнующие впечатления и счастливое будущее. Это ожидание приближающейся радости и благостного озарения наполняет героев и передается зрителю.

Подобно тому, как мельтешащие обрывки видео с камеры героини становятся проводником в ее прошлое, где были смех и близость к людям, грубый реализм окружающего мира наполняется поэзией прекрасных чувств и искренних людей. Оказывается, что светлым и открытым взором смотрит на жизнь придурковатого вида Лёха, а в серьезной и нескладной финке скрывается смешливость и страстность.

Вопрос остается лишь в том, есть ли действительно эта поэзия в нашей жизни? Ведь в реальности ожидание светлого будущего тянется до сих пор.

23 января 2022

Трудности перехода, или по пути с мифологией

А понравилось. Приятное кино, почти новогоднее даже.

Отправляясь на сеанс, я отчего-то ждал тяжелую камерную драму в духе Юрия Быкова про палату имени РФ. Как начались развеселые титры, даже и не поверил, что реклама кончилась. Вот и сидел, приоткрыв от сюрприза рот, будто не зная, что эдак и поезд свой можно пропустить.

Интересно, конечно. Каков вид на палату со стороны?.. Что увидел в России бескрайней умный финн?.. Уж не ударился ли по неисправимой иноземности в крайность какую? - черную ли, или розовую, как христианство Достоевского в глазах Константина Леонтьева, иль красную, как клюква-ягода?.. Вот уж не ждал, что будет здесь крайность всякая, да только не ударится никуда режиссер, а отскочит ловко, с вышколенным европейским постмодернизмом, да так, что душе русской не обидно, будто и впрямь видно ее за помутневшим морозным окном.

Ох и смешно мне было, по-глупому, не раз и не три. Даже и от первого монолога Лёхи смешно, и от нарочитого «спиртное не водка», и даже от бессовестного культурфилософствования на грани «ты, зритель, ждешь уж балалайки, так на, бери ее скорей». И вроде бы сюжет простейший, а на тактическом фронте шаблон шаблоном погоняет, да только так все склеено ладно, что все эти несамобытности слагаются в необычный и удивительно годный коллаж, нетривиально меняющий настроения. То «Весну на Заречной улице» вспомнишь, то «Норвега», а то «Трудности перевода» да «Я не вернусь» Ильмара Раага.

Доброе кино, мягкое. В хорошем смысле современное, без непонятного упоения этой самой современностью, но со спокойным пониманием, что культура, как и породивший ее человек, давно уже широка будет. В конечном счете, простота сюжета и нарочитая типика образа Лёхи приглашают увидеть за человеческим действом горько-сладкий метафорический подтекст, в котором сам Лёха встает своим корявым рисунком на место неразличимых во вьюге петроглифов. «Понять прошлое, чтобы понять настоящее», ага. Да только у нас на месте прошлого Лёха. Не потому, что он историчен, но потому, что к истории поезда уже не ходят. Не из кубиков реальности Лёха, из кубиков веры нашей.

…Ох, концовка!.. не только по-человечески прав здесь Лёха, но и метафизически прав: он сам помогает нам найти для него место в своем собственном, внутреннем купе. Плохой из него художник, плохой попутчик по жизни, но заслужил он, шельма, своей вечности, и для этой вечности найдена теперь простая и достойная форма.

Скоро уже в Москву, и обратный поезд должен увести нас от оков пьяной героической мифологии о своей родимой земле. Но в той мере, в которой нам «заходит» происходящее, фильм является перформативным доказательством, что – как бы сложно все ни было с реальностью – мифологию эту мы все-таки крепко любим - и - видимо - постараемся стеснительно сберечь.

15 января 2022

Леха покажет!

Фильм 'КУПЕ №6' представляет из себя камерное роуд муви о непохожих друг на друга людей, вынужденных делить комнотушку 2 на 2 метра. На одной койке интеллигентная финская студентка, на другой бестактный сезонный работяга. Цель у каждого своя, но чем дольше едет поезд, тем больше общего герои открывают друг в друге.

Картина весьма достоверно погружает в атмосферу поезда. Внимание к деталям навеевает настальгические чувства. Звенящие кружки, ноги, торчащие с верхних коек, курилка в тамбуре. Все эти детали наполняют фильм теплотой, в казалось бы в самом неудобном виде транспорта. Да и границы личного пространства хочешь, не хочешь, а будут нарушены. А когда твой сосед Леха о них в принципе можно забыть.

Если говорить о героях, то практически сразу мы понимаем, что один оттеняет второго. По ходу сюжета они как в салочках сбегают друг от друга. Но бежать некуда. Поезд. И ничего другого им не остается кроме как разговаривать и делиться сокровенным. Таким образом поезд превращается в метафору самокопания, принятия себя в этом мире. И пока Лора говорит с Лехой на самом деле она разговаривает с собой. Понимая, что все это время она была не той за кого себя выдает.

По итогу мы получаем один из самых теплых и уютных фильмов этого сезона, оказывающий терапевтический эффект на каждого, кто его посмотрит. Ведь порой каждому из нас нужен, такой вот, поезд, такое купе и такой вот Лёха, которые подскажут, какой же ты человек на самом деле.

15 января 2022

Кино, которое не притворяется

«Купе номер 6» – фильм, снятый финскими авторами в России, с российскими актёрами, на первый взгляд, про национальный дух в русском поезде. Здесь нам встретятся и литры самогона, и курица в фольге, и взятки, и обиды, и оранжерея торчащих в плацкарте ног.

Но если освободиться от представления о том, что такое кино обязательно оголяет нерв, раскрывает национальную травму или паразитирует на культурных, политических или социально-экономических проблемах России, окажется, что Юхо Куосманен, Сейди Хаарла и Юра Борисов стоят перед тобой с широкой улыбкой и искренним желанием крепко, по-дружески обняться и согреть.

Довольно неловкая экспозиция устанавливает правила восприятия: российскому зрителю предстоит смотреть на стереотипного, пьющего, хмурого, но такого родного работягу глазами воспитанной, сдержанной, романтичной студентки из Финляндии. Лёха и Лаура едут в одном направлении, в одном поезде, в одном купе. И не нужно будет копаться в метафорических образах движущегося объекта, замкнутого пространства, участников путешествия, второстепенных персонажей и т.д.

«Купе номер 6» – кино фестивальное, авторское, со специфическими диалогами, трясущейся ручной камерой, узконаправленной темой и слоёной проблематикой, но его содержание и посыл направлены не на узкий круг искушенных лиц, а на каждого человека во всём мире. Фильм Юхо Куосманена не притворяется, а искренне, тепло и прямолинейно демонстрирует ценность коммуникации, дружбы, доброты, взаимовыручки, доброты, которую жаждет дать и получить любое живое существо.

Неописуемо гармоничные Сейди Хаарла и Юра Борисов едут в Мурманск. Откуда, от кого, к кому, зачем – совсем не важно. Соседи по купе будут преодолевать путь от понятной только финнам шутки с «Haista Vittu» до честного «Min? rakastan sinua», постепенно открывая душу и оставляя на остановочных пунктах предрассудки, стереотипы, эмоциональные блоки, иллюзорные проблемы и завышенные ожидания.

Затрагивая тему актёрского состава, невозможно не выделить очень выразительного персонажа – проводницу поезда в великолепном исполнении Юлии Ауг. Кажется, именно она является олицетворением менталитета: хмурая, уставшая и резкая, но гостеприимная, понимающая и заботливая женщина. Всего пара брошенных ею фраз точно описывает атмосферу, тон фильма.

Несмотря на то, что путешествие – процесс непредсказуемый, большинство ситуаций, причин и следствий внешних и внутренних конфликтов кажутся результатом миллиарда невообразимых идеальных совпадений, подстроенных режиссёром для демонстрации конкретной позиции. Но в один момент ловишь себя на мысли: «На экране жизнь. Она может легко поместить человека в самые безумные, незапланированные условия», и в миг приходит смирение, согласие и желание покорно наблюдать за героями, грустить и смеяться с ними.

«Купе номер 6» – уютный, приятный, комфортный и воодушевляющий фильм. Он останется универсальной и вечно актуальной работой, которую с огромным удовольствием можно посмотреть хоть в новогоднюю пору, хоть хмурым вечером вместо какой-нибудь нетленной советской классики про трудности перевода, человеческие взаимоотношения и всеобъемлющую силу добра, любви и дружбы. А диалоги, написанные при участии Любови Мульменко, можно смело разбирать на золотые цитаты.

15 января 2022

Тёплое купе среди холодной России

Получившая Гран-при в Каннах, картина Юхо Куосманена создаёт иной взгляд на Россию, отличающийся от того, который мы привыкли видеть у наших режиссёров авторского кино (и не только), яро продвигающих депрессию и безысходность (даже в тех же великолепных 'Петровых в гриппе' было именно это, хоть и преподнесено в особенной, намного более интересной форме). Изначально, судя по киноязыку, к которому в данной ленте прибег Куосманен, тоже складывается такое чувство, однако, глубже погружаясь в картину, понимаешь, что это не так. Это не мрачное кино о великой русской безысходности, а подобная русской душе, суровая с виду, но тёплая внутри история, раскрывающая эту самую душу, порой, лучше, чем отечественные ленты.

Лаура, которую играет Сейди Хаарла - финская студентка, покидающая Москву ради того, чтобы поехать в Мурманск и посмотреть там на Петроглифы (наскальные рисунки). В поезде её соседом становится обычный русский парень Лёха в исполнении Юры Борисова, который едет на заработки на шахту. Изначально Лёха лишь отталкивает Лауру своим характером, но по ходу поездки девушка проникается парнем, собственно, как и он ей.

Своей режиссурой Юхо Куосманен очень точно передал русскую атмосферу. Благодаря съёмке ручной камерой складывается чувство, будто ты там в сцене, вместе с героями, особенно, это ощущается в сценах в замкнутом пространстве (в том же купе), когда создаётся эффект тесноты действующий на зрителя. При этом режиссёр умело сочетает холодные и тёплые тона, создавая на этом контрасте не только красивое изображение, но и визуально подчёркивая 'теплоту' фильма и его мысль.

Смотря 'Купе номер 6', понимаешь, что никто не одинок, ведь даже в самом холодном уголке необъятной России, от которого так и веет этим самым одиночеством можно найти подобную себе заблудшую душу, которая мимолётно пронесётся в нашей жизни, оставляя, тем не менее, невероятное тепло, греющее порой лучше, чем то, которое мы получаем (или не получаем) от наших близких. Мы идём к своей заветной цели, которая иногда бывает ложной или уже не такой заветной, но всё что не делается - к лучшему, ведь ты можешь не достигнуть её, либо достигнуть, но не получить в итоге желаемого, но важно ли это, если на пути встречается человек, встретив которого, тебе уже не так важна цель, как он сам. Наши судьбы скрещиваются, подобно тому, как писал Пастернак и 'раскрещиваются', но главное то, выдержат ли воспоминания об этом проверку временем, если да, то значит это была наша родственная душа и не важно при этом сколько мы были знакомы, пусть хоть час, факт остаётся фактом. Именно это пытается нам донести картина.

Наш Юра Борисов, пожалуй, главное украшение фильма. Казалось бы, он воплотил образ 'типичного русского мужика', однако, за внешней суровостью, вроде как недальновидностью и поглощением водки скрываются доброта и ранимость, такие свойственные русской душе. Можно сказать, что его герой здесь является прямым олицетворением русской души. Юра великолепно исполнил свою роль, подарив нам невероятный образ. И пусть Сейди Хаарла была не настолько заметна на фоне Борисова, она, всё же, тоже прекрасно сыграла.

Это приятнейшая и очень тёплая картина, которая может подарить огромное количество прекрасных эмоций, дать возможность поностольгировать, разобраться в себе и своём окружении и понять, кто ценит нас и кого нам стоит ценить.

14 января 2022

Ещё с тех пор, когда кино на дому смотрели с кассет, сообщество внимательных домозрителей подметило хроническое несоответствие аннотации на коробочке с впоследствии выявленным содержанием. А поскольку изменилось с тех почти ничего, сразу внесём ясность с аннотацией к «К-6»: «таинственную любовь студентки из Финляндии» зовут Ира, и это не спойлер, потому что об этом пишут все профессиональные критики в своих рецензиях. И вот с этой одной маленькой недоговорённости в описании – закроем глаза на то, что заурядный гопник выведен в нём как «грубоватый русский шахтёр» - вырастает сплошная большая неправда.

Я верю тому, как «студентка из Финляндии» прощается в Москве со своей «таинственной любовью» Ирой, как обнаружив в качестве попутчика русского гопника, с места надирающегося «Роялем», она в ужасе мечется по вагону в поисках альтернативного места. Но на это уходит 20% экранного времени. Остальные 80% - про то, как своё очарование Ирой, её московской интеллигентской квартирой и той компанией с кафедры археологии, которая там собиралась, она переносит на русского гопника и его таких же гопных соотечественников, милых, простых и альтруистичных, с небывалой ширины неведомой русской душой. (В отличие от встреченного в пути соотечественника).

Подозреваю, снятый финнами почти целиком на русском языке фильм, предназначен прежде всего финнам и другим европейцам. Он не призван отразить российские реалии, но выражает отношение той части Европы, которая видит в нашей стране место, где ещё сохранились те ценности, что были изрядно отринуты ею в последние 30 лет.

14 января 2022

В купе коньяк, два чая, мёд

Вспомнились почему-то эти строки из песни Н. Носкова, хотя поётся в ней о другом. Впрочем, и там, и там 'спит за окном Россия ночью долгою'. И там, и там размышления о судьбе - а для них благодатнее места, чем поезд, наверное, нет. Ты остаёшься наедине с собой и волей-неволей оцениваешь жизнь, оглядываешься на оставшиеся позади полустанки.

В фильме понравилось несколько вещей.

Во-первых, добротная игра главного героя. Юрий Борисов мне почему-то симпатичен, хотя я совсем не фанат современного кино. Но покамест он ещё не замылил глаз, как его звёздные предшественники. И игра его кажется более умной (в ней есть ум, но не умность).

Во-вторых, северные пейзажи, не оставившие равнодушным.

В-третьих, откровенные монологи героини на фоне молчания её визави.

Драматическая линия Лоры и Ирины задерживала на себе внимание. Думается, не случаен срыв поездки второй.

Теперь о моментах, которые меня озадачили.

Первое: обе Ауг, и мать, и дочка (их персонажи) выглядят абсолютно отталкивающими. Может, так и было задумано, но они меня прям раздражали. Проводник, кажется, готова всех задушить, а сидящая на ресепшене гостиницы девушка так и сочится презрением к героине. Может быть, показалось, как пелось в иной песне, не к ночи будь помянутой.

Второе: грубые мазки картины. Что за бабулька, к которой приехали герои? Почему, за исключением фраз приветствия и прощания, она говорит книжным стилем? Почему финн ехал до Мурманска, а вылез раньше? (без него, кстати, фильм бы ничего не потерял, правда, с ним Лора потеряла кое-что). Почему герой так скоро вызвал испуг у девушки, что она уже после безмолвных его жестов с едой и бутылками сбегает в вагон-ресторан? Как возникла у неё симпатия к нему, коли он почти ничего о себе не сказал?.. Ладно, придираюсь.

Третье: финал. Впрочем, если отнестись к фильму, как к сказке, то он вполне приемлем.

ИТОГО: фильм весьма недурствен, за вычетом некоторых шероховатостей, а уж на фоне иных ремесленных поделок, штампуемых на нашем кинорынке, даже почти шедевр. Оскароносный ли, канновский ли - не знаю. Понравилось, а этого хватает.

8 из 10

10 января 2022

В России все далеко не просто, в России все просто далеко. И потому здесь поезд – нечто большее, чем просто поезд. Испокон веков он служит идеальным инструментом познания мира и самого себя, а также волшебным механизмом для путешествия не только вдаль, но и вглубь. Бродячий университет плацкартной метафизики и тамбурной онтологии с дребезжащей ложечкой в латунном подстаканнике.

Студентка из Финляндии Лаура садится на поезд Москва-Мурманск, чтобы своими глазами увидеть наскальную живопись эпохи неолита. Вместе с ней в купе поедет русский парень Леха, завербовавшийся разнорабочим на горно-обогатительный комбинат. За окном зима и поздние девяностые. Впереди километры бескрайней страны. Поезд отправляется, провожающим просьба покинуть вагоны.

Казалось бы, с такой завязкой зрителя мог ждать лишь очередной трек макабрических приключений иностранцев в России. Одинокое путешествие викинга сквозь снежное царство вечной ночи по сказочно-абсурдной стране инеистых великанов, со всей характерной для «золотых» девяностых атрибутикой.

Однако вместо этого у создателей получилось невероятно теплое, по-театральному камерное и неожиданно ласковое кино, после которого так хочется купить старую видеокамеру, запрыгнуть в заиндевевший вагон, да и махнуть хоть за петроглифами, а хоть на ГОК. Направление пути значения не имеет.

10 января 2022

Не верю

Я ребёнок 90х. И я честно не увидела там того, что хотели показать.

Итак, вводные: петроглифы были обнаружены в 1997м, плюс время на написание книги - то есть это прям поздние 90е, может даже начало 2000х.

Девушка из Финляндии едет в Мурманск посмотреть эти самые петроглифы. Потому что просто интересно. Но, как оказалось, для России одного интереса мало. Нужно быть или археологом, или придавать философский смысл своим поискам. Иначе тебя не поймут. Так что она вполне хорошо вписалась в обстановку, когда просто скопировала эти мысли для дальнейших объяснений своей поездки.

Да, в России в 90е мало кто путешествовал просто ради удовольствия 'в *опу мира'(с)

Тут легенда вполне хорошо сработала.

Но вот она садится в купе с типичным гопником, который в первую же минуту накатил рюмку крепкого, навел бардак. И в первые моменты Юра Борисов был почти даже убедительным. Но потом...Чем дальше по сюжету, тем больше его образ рассыпался. И в конце уже просто нет там никакого гопника, там есть эмпатичный современный парень, который даже не может догнать обидчика и ввалить ему, а просто реакция в духе 'вот какой он плохой!' Серьезно??

Когда речь зашла о 'парне Ирине', какая была реакция?? НИКАКОЙ! Скажите любому гопнику конца 90х о не-гетеро наклонностях, вы получите просто тонну тупого ржача и с не менее тупыми комментариями.

Тут уже можно было смело выключать фильм.

Но сюжет на этом не закончился, и, конечно, герой Лёха в какой-то момент повёл себя очень по-пацански, решил разные вопросы (не спойлерю).

Хотя опять же, откуда у него были деньги на все эти манипуляции, если он еще только ехал на вахту поднять бабла?

Я ждала, когда будет хоть какой-то намек на нехватку у него денег, что должно было быть 100% в то время с таким парнем.

Кстати, на вахту в купе тоже не ездят. Если бы он хоть какую-то предысторию рассказал, то можно было поверить.

Было много мелких героев, которые были более натуральные, чем главные. Допускаю, что их просто на местах брали и снимали.

А про девушку даже сказать нечего. Абсолютно не зацепила. К ней не проникаешься сочувствием за все её перипетии, наоборот стараешься максимально отстраниться от её истории, зная, что поступила бы иначе, чувствовала бы себя иначе (когда в чужой стране на краю Земли у тебя нет ни одного надежного человека, а все планы рушатся, у меня бы случилась истерика, вот честно). А она просто стоит и думает, насколько она далека от всех, при этом сохраняет абсолютно нейтральное лицо.

Может, нужно было хотя бы показать, как она пишет письмо родителям? или хотя бы подписывает открытку, чтобы быть хоть к кому-то ближе?

Если у вас есть надежда хотя бы на видеоряд, его тоже нет. Нет никакой эстетики, даже в Териберке сняли так, что глаза не получили наслаждения.

Плохая работа от и до. Плохо продумали персонажей, сюжет, кадры.

Не понимаю, за что тут шорт-лист Оскара и Гран-При в Каннах...не понимаю...

4 из 10

10 января 2022

РЖД с любовью

Невероятные приключения финки в России. Картина вышла живой, интересной, непредсказуемой. Кажется, простой поездкой на поезде особо не удивишь зрителя, но режиссёр Юхо Куосманен показал жизнь в условия сближения полных противоположностей. «Сквозь снег» русско-финско-эстонского происхождения дарит великолепное роуд-муви, отражая российскую действительность. Купе, плацкарт, вагон-ресторан – каждый элемент поезда «Москва-Мурманск» (2060 км.) оставляет свой отпечаток на пассажирах, а главные герои сталкиваются не только с принятием друг друга, но и со своими внутренними переживаниями.

Экспозиция мельком затрагивает нетрадиционную сексуальную ориентацию, чтобы представить точку отправления с Москвы для финской студентки. Хоть лента и современная, но от кадров квартир, поезда, станций веет эпохой «застоя», что отлично сочетается с характерами героев. Поезд. Купе № 6. Юра Борисов отождествляет всю суть длинный железнодорожных перевозок. В его обыденных действиях скрыт дух народа, который, к сожалению, начинается с бутылки. Раскладные стаканчики советских времён, закуска, пьяные разговоры – да, весьма культурный поток выливается на Сейди Хаарлу.

Притирание, непонимание, омерзение и грубость – весь спектр эмоций проносится вместе с вагонным состав по просторам России. Цель, которая у Сейди является мотивирующей в этом душном, перегаром окутанном купе, заключается в довольно занимательном, историческом подходе к изучению петроглифов. Хороший образовательный материал доносится до зрителя сквозь жизнь пассажиров.

Картина прекрасно передаёт тяготы и переживания героини, ощущаешь её недовольство, её терпение ради заветной цели. Для контраста и сравнения наций режиссёр добавляет путника фина, который окунает со временем в драматизм и чётко соответствует поговорке «не суди человека по одёжке». Кажется, что вот она сила сплочения и расслабления для Сейди, но ирония судьбы играет жёсткую игру, приближая к тебе тех, от кого хотела бы избавиться, и перечёркивая тех, кто казался единомышленником. Данный сюжетный ход служит также в качестве катализатора химии между Юрой и Сейди, что позволяет лучше раскрыть героев.

Фильм постепенно прибывает к пункту назначения (только без грузовика с лесопилки на трассе), чтобы, наконец, дать тот эффект, раскрыть потенциал и вырвать изнутри ажиотаж всей поездки в купе № 6. А что в итоге? Новая порция драматизма и огорчения, чтобы показать реальную жизнь, чтобы поставить человека здесь и сейчас перед фактом, а не тешить его рассказами об исторической составляющей. Лента весьма тонко пускает на экраны внутреннее опустошение, разочарование и обиду, поэтому финал позволяет удивить упорством и истинным обличием пассажиров купе № 6.

Красивая история, которая веет и родным, и ностальгическим, а, главное, демонстрирует жизнь без прикрас и наивности. Довольно приятная постановка, хорошее исполнение ролей Юры (пьяных тоже надо уметь играть), необычное восприятие Сейди Хаарлы и украшено это семейным рецептом Ауг – второстепенная роль Юлии и эпизодическая роль Полины. Юра Борисов (не Юрий) сейчас бьёт все сложные проекты и блокбастеры. Эдакий отечественный Джесси Племонс.

8 января 2022

Финский ключ к русскому кинематографу

Купе номер 6 (далее кн 6), весьма удивительный фильм. Увидев, что фильм снят финским режиссёром и с финкой в главной роли, но в декорации ' России 90-х', невольно надеешься на то, что тебе покажут другой 'финский' взгляд на Россию тех лет (хоть, конечно, ментально страна не сделала огромного скачка с тех времен). Но вот чудо! Каким-то образом финский взгляд оказался русским взглядом.

Мне кажется, что финский режиссёр нашел ключ к пониманию российского кино-производства - крепкий алкоголь + маргиналы = драма.

Главная героиня начинает свой алкотрип знакомясь с интересным (по мнению, обычно, российских киноделов) молодым человеком (алко-маргиналом), который конечно же едет в то же место, что и она. Ну и далее коротко сюжет: бухие подкаты, он мне противен, о мы идем бухать к бабке в деревню, я встретила своего земляка, мы идем искать алкоголь для маргинала, маргинал злится, скучный финн, мне нравится алко-маргинал, алкоголь, алкоголь, алкоголь...

Каждую минуту фильма меня не отпускало чувство, что я смотрю очередную картину Юрия Быкова или Бориса Хлебникова. Диалоги, съемка, сюжетные ходы. Все это выполнено с поразительным копированием 'российского стиля' в кино. Ведь это какое то чудо. Если когда-нибудь Борис Хлебников снял бы фильм в декорации Финляндии, у него все равно получился фильм через призму русского взгляда, потому, что нужно понимать культурный бэкграунд страны. Но у Юхо Куосманена все получилось. Как? Я не понимаю. Возможно он пришел в первый день съемок и сказал своим российским коллегам 'Вы там снимите кино какое-нибудь', а сам пошел пить латте, или же он тайно прожил всю жизнь в России. Это, кажется, останется загадкой.

По итогу очень сложно понять за что этот фильм получил Гран-при Канского фестиваля. Если для жюри это виделось как некая драма человеческой жизни в декорациях алко-маргинально-российского уныния, то думаю подписка на стриминговый сервис START, НТВ+ и Первый канал полностью восполнит им нехватку подобного рода контента.

7 января 2022

супер 6... эпоха без смартфонов

Интересно как культура объединяет разные страны с совершенно разным, как кажется, мировоззрением, но разве не все мы люди?

_

Определённо фильм только для взрослых. Я бы поставил рейтинг '20+' (всем подобным проектам со скользкими темами, в том числе сексуального характера).

_

Забавное кино из непонятно какого времени, где фотографируют на полароид, слушают кассетную музыку, снимают многое на большое ручную видеокамеру (кто вообще сейчас ими пользуется?), хотя конечно на заднем плане можно различить размыто вполне современные машины.

Прелести 'совковой' купейной жизни:

* человек курит, хотя у него над головой табличка не курить;

* почти хамское обслуживание бортпроводника и персонала вагона-ресторана;

* не слишком приятное старое постельное белье;

* отсутствие личного пространства - даже вдвоём в одном купе будет тесно, если вам неприятен человек-попутчик.

Романтизация поездок в российских/советских поездах произошла скорее от безысходности - у людей просто не было другого пути/выбора. В некоторых случаях можно было неделю провести в тесном пространстве, с очередями в туалет (когда на станциях из-за особенностей конструкции туалетов их нельзя было посещать за определённое время до и после остановки, да и без всякой остановки). Летом могло быть душно, зимой холодно, особенно у плохого, сквозящего окна - что нередко 'чинилось' пришпоренным к нему одеялом. Если вспомнить, то любить там нечего - остаётся только тихо ненавидеть это всё. Ненавидеть.

_

Хотя в поездах можно встретить совершенно разных людей - военных после дембеля (так как раньше их могли призывать и перекидывать через всю страну на службу, а обратно выдавали бесплатный билет до дому), инженеров, мамаш с оравой шумных детей, пьяниц, матюганов (не могли ни слова сказать без 'красного' словца), полуголых людей полностью покрытых наколками и т.д. Кто-то мог всю дорогу беспрерывно болтать, иные не проронили ни слова. Кто-то читает, кто-то ловит удачу на остановках, пробуя разные блюда сомнительного происхождения. Большинство поездок складывается удачно, но некоторые ты люто ненавидишь, зарекаясь больше садиться в этот шайтан машина.

Этот фильм проявляет в зрителе целый симбиоз, целый букет, целый винегрет разнообразных чувств от негативных до ностальгических и тёплых. Конечно, всем нравится куда-то ехать, быть в движении, особо при этом не затрачивая сил. В этом смысле поезда всегда были относительно комфортными и безопасными, да и недорогими (в целом). А какой иногда вид за окном шикарный (но и он наскучивает через день-два).

Конечно, хамский персонал (он далеко не всегда такой), курящих и пьющих - всех можно оправдать. Хамский, потому что среди пассажиров много хамов, курят и пьют - не от жизни хорошей... и т.д. Я вообще люблю оправдывать людей, как и обвинять и судействовать. Я - прокурор, судья, адвокат, как и все люди. У нас оба полушария работают на это. Либо себя оправдываем, а других наказываем/обвиняем - либо наоборот... и т.д.

Так о чём этот фильм, который постепенно раскрывает время своего действия? Да вообще без разницы. Мы куда-то едем - вот и всё, хорошо хоть не в плацкарте - вот где надо запилить продолжение.

_

Странный фильм о странном времени. Чувствую, что многим не зайдёт. Он пытается вернуться во времена, в которые не все бы хотели вернуться, хотя в глубинке ничего толком и не меняется.

А ещё фильму не помешали бы полные субтитры. Когда смотришь западное кино, то там есть полный дубляж, когда актёры дубляжа внятно всё проговаривают. В этом фильме много слов, которые не разобрать с первого раза (и я не про иностранную речь).

Хотя, быть может, мне не так просто понять это кино, как Вам. Я в некое роде социально-асоциален. Некоторые люди не могут без общения, а я могу аккумулировать эту немоготу в себе, как и наобщаться (подзарядиться), а потом долго не тратить заряд практически, как старый кнопочный телефон с хорошей и ёмкой батарейкой, который может не разряжаться в бездействии месяц.

Кино про общение, про тех, кому оно надо, нужно, необходимо.

7 января 2022

Про то, откуда берет свое начало любовь.

На дворе серость и холод. Зимние скучные вечера проводят вместе близкие люди по взглядам, роду занятий, да просто любители посидеть в компании. Студентка археолог из Финляндии оказалась в этом кругу.

Москва того времени, она разная, но чаще вот такая. Что поймет наша героиня фильма в финале? Здесь и сейчас, среди подвыпивших людей, она улавливает лишь фразу или мысль вслух о том откуда мы все родом, о том, что должны помнить свое прошлое. Непонятная реплика среди прочих, а еще непонятные, непрочные отношения с подругой, потом поезд в Мурманск.

Соседство в купе с молодым шахтером Витей, которого блистательно сыграл Юра Борисов, получив признание за лучшую мужскую роль Европейской киноакадемии. Нашего героя ждет тяжелая работа, он грубый и не знал, не видел другой жизни. Она едет в этот заполярный край со своими мыслями и представлениями о жизни, чтобы увидеть наскальные рисунки. Эта история рассказана в духе документального кино, возникает даже мысль о домашнем видео, но вдруг приходит понимание, что это потрясающий художественный фильм. Режиссер фильма Юхо Куосмен, в главной женской роли Сейди Хаарла. Удивительным станет и то, как среди снегов, пробирающего холода вдруг становится на душе теплее у всех, теплее до слез.

Сейди Хаарла получила признание за лучшую женскую роль Европейской киноакадемии. Фильм получил также приз на Каннском международном кинофестивале в 2021 году.

7 января 2022

кинопоиск не тот ресурс

Поскольку современные международные жюри премиально оценивают представленные на конкурсы фильмы по принципу «чем хуже - тем лучше», финский режиссёр Юхо Куосманен выбрал подходящий сюжет. Ну не из благополучной же, белоснежной Скандинавии брать его основу. Конечно же, из монохромно мрачной, безысходно депрессивной России 90х. Отсюда и соответствующая атрибутика: не комфортабельный скоростной сапсан, а медленный поезд Москва-Магадан с неуютными купе, многолюдными плацкартами, с торчащими в проход голыми пятками с верхних полок в лица проходящих пассажиров, с невежливой проводницей, вагоном-рестораном со скудным меню. Ну и куда же без рек разливанных водки-самогонки, трёхлитровой банки солёных огурцов, семечек в ладошке, забористого словца. Но прогресс налицо - уже без балалайки и медведей. В такую обстановку в купе № 6 с постоянно пьяным русским шахтёром Лёхой попадает финская студентка Лаура. Атмосфера отталкивающая. Но под давлением благоприятных обстоятельств, самогонки и косячка Лаура видит события уже в более радужном свете. Она даже забывает свою возлюбленную - интеллектуалку из столичной профессуры с шикарной квартирой в Москве, в которой финке хотелось бы жить. Зарождающаяся к Лёхе симпатия усиливается, когда тот, преодолевая природно-климатический и человеческий факторы, везёт Лауру на каменистый магаданский островок к цели её поездки: посмотреть х'*р'и (как он выразился) - петроглифы (наскальные рисунки). Финал позитивный.

В июле 2021 года на Каннском кинофестивале фильм получил Гран-при. Он выбран в качестве кандидата от Финляндии на премию «Оскар» 2022 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Время, когда нашу страну на международных кинофорумах представляли Алёши Скворцовы («Баллада о солдате» реж. Г. Чухрай) ушло, пришёл черёд грубым нетрезвым Лёхам и ущербным фронтовичкам-лесбиянкам ('Дылда' реж. К.Балагов). Такими русских сейчас хотят видеть западные кинокритики. Наши и зарубежные режиссёры стараются вовсю, чтобы в очередной раз очернить Россию ради вожделенных призов.

Свои «звёзды» поставила симпатичному русскому актёру Юре Борисову.

7 января 2022

Борисов в поезде

Откровенно слабое кино. Как «роуд-муви» - вдвойне слабое. Финская актриса Сейди Хаарла по сюжету то ли студентка, то ли аспирантка - учится на археолога. Актрисе 38 лет, ощущается как 48. По сравнению с ней 30-ти летний студент в «Питер ФМ» уже совсем не возмущает. Хаарла как актриса - очень слабая. Постоянно с немытыми волосами и с одним выражением лица. Универсальный солдат Юрий Борисов - уже сильно надоел своей вездесущностью. Неужели в России других «народных» типажей нету среди актёров? Борисов как всегда играет простоватого, но решительного парня из соседнего двора. Диалоги героев неубедительны, «пьяный» Борисов неубедителен, 90-е в фильме - неубедительны. Антипатия героев в начале пути без видимых причин меняется на симпатию - так не бывает.

Роуд-муви - как жанр - прежде всего создаёт атмосферу, герои должны вызывать эмпатию. В «Купе №6» эмпатия не возникает, атмосфера не чувствуется, а вместо послевкусия - недоумение, ощущение натужной фальшивки. Можно любить добрые сказки, можно любить интересные сказки - но глупые и скучные сказки не любит никто. «Купе №6» именно такой - одновременно скучный и фальшивый, как «пьяный» Борисов в поезде.

6 января 2022

Путь от прошлого к настоящему

«Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего»

Максим Горький

Главная героиня финка Лора снимает на свою камеру моменты из ее повседневной жизни: интерьер квартиры Ирины, у которой она снимает комнату; лица московской интеллигенции, которая гостит у Ирины по вечерам; распитие напитков; саму Ирину, которая является возлюбленной Лоры... Таким образом все мгновения настоящего в памяти камеры сразу становятся знаниями о прошлом.

Кроме московских кадров, нам более ничего неизвестно о прошлом главной героини. Это дает нам возможность поразмышлять о том, что девушка не определилась с пониманием своего прошлого жизненного опыта до Москвы. А ее «путешествие» в Мурманск может говорить о том, что также финка не чувствует себя уместной в контексте своего московского окружения и находится в поиске новой жизни.

Камера Лоры в данном фильме является одним из центральных символов. Она несет в себе информацию о недавнем пережитом главной героини. Потеря этого важного инструмента записи информации является переломным моментом в сюжете. С этого момента героиня начинает понимать, что «теряет» связь со своим прошлым, где есть Ирина, и начинает новый активный диалог с настоящим, где есть ее новый попутчик Лёха.

Так бывает и в реальной жизни: изжитое прошлое, в котором мы по привычке продолжаем существовать, не позволяет необходимому новому войти в нашу жизнь.

3 января 2022

Мелодрама Купе номер 6 на большом экране с 2021 года, его режиссером является Юхо Куосманен. Кто снимался в кино, актерский состав: Юра Борисов, Сейди Хаарла, Динара Друкарова, Дмитрий Беленихин, Валентина Бодягина, Денис Пьянов, Василий Зинькевич, Галина Петрова, Юлия Ауг, Надежда Кулакова, Сергей Агафонов, Полина Ауг, Анна Зиневич, Елена Крестьянцева, Виктор Чупров.

В то время как во всем мире собрано 2,669,654 доллара. Производство стран Россия, Финляндия, Эстония и Германия. Купе номер 6 — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.