Белая гвардия
7.3
2005
Россия, 3 ч 6 мин
В ролях: Иван Жидков, Наталья Рогожкина, Валерий Трошин, Вячеслав Жолобов, Олег Тополянский
и другие
Телевизионная версия спектакля МХТ им. Чехова по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Белая гвардия

год: 2005
страна:
Россия
режиссеры: ,
сценарий:
композитор:
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 6 мин

Отзыв критика о фильме «Белая гвардия», 2005

Съехавший с оси мир.

Автор пьесы «Дни Турбиных» Михаил Афанасьевич Булгаков родился в мае 1891 года на Воздвиженской улице в Киеве, в котором происходит действие этой пьесы. К этому стоит прибавить, что бабушка со стороны матери, Анфиса Ивановна, часто гостившая в их доме, носила фамилию Турбина — родовое имя, занимавшее важнейшее место в молодых замыслах Михаила Булгакова.

В марте 1918 года автор будущего романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» возвращается в Киев, чтобы заняться частной врачебной практикой. Полтора года, что он провёл в Киеве, были отмечены вихрями гражданской войны. Позднее Михаил Булгаков писал, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов, десять из которых он лично пережил. «В 1919 году, проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город.» — отметил Михаил Афанасьевич в 1936 году в анкете для Большого театра. Известно, что ему удалось избежать службы и в армии Петлюры и в Красной Армии, но в качестве врача попал в составе Добровольческой Армии на Северный Кавказ.

В 1920—1921 годах во Владикавказе Михаил Булгаков окончательно осознал, что он прежде всего не врач, а литератор и в конце 1921 года оказывается в столице большевиков, красной Москве. Гражданская война стала для писателя тем золотым запасом жизненных впечатлений для литературного фундамента, на котором можно было создать свои произведения. Главное, чем он войдёт в литературу 20-х годов, будет создаваемый им по ночам роман «Белая гвардия» и возникшая на его основе пьеса «Дни Турбиных».

Режиссёры молодой части труппы Художественного театра проницательно угадали в недопечатанном журналом «Россия» романе «Белая гвардия» таившуюся в нём пьесу. Представленная впервые 5 октября 1926 года пьеса «Дни Турбиных» имела ураганный успех и навсегда стала визитной карточкой Булгакова-драматурга. Главрепертком объявил было молодому драматургу войну и запретил «носящую политически вредный характер» пьесу с «идеализацией белой гвардии», но лояльная позиция наркома просвещения смогла поправить дело. Однако в марте 1929 года Главрепертком снял спектакль с репертуара. В 1932 году по личному соизволению генсека пьеса «Дни Турбиных» была возвращена на сцену.

И вот спустя почти восемьдесят лет в 2005 году пьеса «Дни Турбиных» в постановке того же (и не того же) МХАТа зафиксирована в форме телеспектакля, в очень спорном жанре.

Существование пьесы невозможно рассматривать вне политического и исторического фона того времени, в котором она существует на сцене театра. При создании романа (и соответственно пьесы) Михаил Афанасьевич ориентировался на толстовскую традицию исторического романа «Война и мир» и старался быть вне идеологии, несмотря на то, что создавал её в большевистской России с её однозначной идеологической однопартийной политической платформой.

Сергей Женовач создавал свой спектакль в демократической России с её многопартийным плюрализмом платформ и идеологий. И этот политико-исторический контекст современной постсоветской России не может не отражаться на постановочной концепции и зрительском восприятии телеспектакля Любови Тимофеевой «Белая гвардия».

Режиссёр современной театральной постановки углубляет акцент автора пьесы на конфликте уютного Дома и мятежного Города. Быт персонажей пьесы выходит на первый план, создавая то притягательно театральное поле зрительского внимания, ради которого и существует этот вид искусства. Зрительский отклик создаёт ту тонко уловимую взаимосвязь актёрской игры и театрального зала.

Тёплые человеческие интонации «актёрского спектакля», не претендующего на яркие театральные режиссёрские открытия и потрясения, подчёркивают скорее универсальную природу разлома и распада революции и гражданской войны, а не российскую его локальность с разными политическими силами от Белого движения до Красной Армии.

В актёрском ансамбле (где выделяется яркий неожиданный «малоправдоподобный» Лариосик в исполнении Александра Семчева) так же главенствует эта тема разлада привычного уклада жизни с его устоявшимися привычками, поэтому так разительно отличается данное, местами даже по человечески юмористичное, прочтение пьесы от её советской киноэкранизации 1976 года, в которой ясно прочитывается трагедия краха Белого Движения.

Моё мнение — неплохо.

6 из 10

15 января 2020

Белая гвардия в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссерами являются Сергей Женовач, Любовь Тимофеева. Актерский состав, кто снимался в кино: Иван Жидков, Наталья Рогожкина, Валерий Трошин, Вячеслав Жолобов, Олег Тополянский, Роман Кириллов, Виктор Сергачев, Олег Соловьев, Владимир Тимофеев, Григорий Рыжиков, Павел Ващилин, Сергей Медведев, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый.

Страна производства - Россия. Белая гвардия — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.