Шукшинские рассказы
6.2
2002, комедия, драма
Россия
В ролях: Ада Роговцева, Андрей Панин, Виктор Сухоруков, Геннадий Назаров, Иван Бортник
и другие
Цикл фильмов, снятых по мотивам произведений Василия Шукшина, состоит из шести отдельных теленовелл – «Другая жизнь», «Вянет – пропадает», «Гена Пройдисвет», «Ораторский прием», «Бессовестные», «Самородок». Герои – простые люди «из народа», современники Шукшина, все жизненные перипетии которых неразрывно связаны с их страной – Советским Союзом 60-х-70-х годов.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Шукшинские рассказы

год: 2002
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Элизбар Караваев
художник: Владимир Кирс
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Отзывы критиков о сериале «Шукшинские рассказы», 2002

Шукшинские рассказы

Сельская жизнь против Города. Это ведь всегда актуально. Работы Сиренко как раз и настраивают нас к откровенному разговору по душам. Такой уж он Автор. Его 'Отцами' абсолютно очевидно вдохновлялся Балабанов, а стилистически они выглядят неким ответом на 'Забытую мелодию...' Рязанова. И совсем не важно какой из фильмов вышел раньше.

Аркадий Сиренко снимал достойные фильмы о сельской жизни еще в 80-х. А в этом проекте получил возможность для реализации самых честолюбивых амбиций. От воссоздал скромный и забавный, неимоверно правдивый в своем противоречии мир шукшинских деревенских чудиков. Нам показывают разные характеры, людей, которые заблуждаются, смущаются и никогда не забывают о совести.

***

'Вянет-пропадает'

Автобус. Странный хмырь средних лет подкатывает к одинокой Нине. Они мило беседуют и он настойчиво предлагает ей сыграть в «американку». Это раздражает мужчин в автобусе. Смогут ли они одной фразой убрать у этого уверенного ухажера его воодушевление?

Так вот. Сиренко выхватывает всего Шукшина без остатка. Он показывает эпизод до конца, изящно. С откровенным и бесхитростным ухаживанием и растянутой повисшей паузой. Гениальный Андрей Панин оказывается идеальным решением для Хмыря. Хмырь - он как раз и был таким...

***

'Бессовестные'

А в то же самое время в другой деревеньке одинокая дама Малышева отчитывает своих товарищей, которые решили на старости лет жить вдвоем. Действительно, как им не стыдно?

- Но хочу все же вас спросить: как вам не совестно? А?

За монологом этой странной женщины скрывается не то, чтобы злоба или зависть, нет — тотальное одиночество, жестокая психологическая травма. Символично, что эту сложную роль отменно сыграла Людмила Гурченко, став тем самым главной звездой этой ленты. В роли деревенской одинокой дамы ее уж видимо никто не ожидал увидеть. Но для настоящего Таланта, который она нам демонстрировала из года в год - нет никаких границ. Людмила Марковна справилась легко с очередным вызовом.

***

'Ораторский прием'

Но это лишь начало. Где-то на вахте новоявленный начальник Синельников испытывает свой коллектив. В одно мгновение с момента того, как он стал начальником он преображается. Ему прямо сказали, что теперь он Христос, а они — его апостолы. Так Синельников и начал свой управленческий путь. Но примет ли коллектив мужиков запрет спиртного или его ораторские приемы?

– Что, дома, что ли, не могли выпить?

- Дома не могли. Тебе хорошо – один живешь… Сиди, не рыпайся – лучше будет.

Великие и точные слова о том, как лучше вести себя зазнавшимся, неумелым и нескладным. Юрий Степанов попадает в самую точку. Впрочем, куда более тонко проходит еще одна фраза от умудренного опытом водителя: - А ты спроси у него, – он ответит… Что за манера – справки наводить! Рядом же человек, живой – спрашивай...

***

'Гена Пройдисвет'

А между тем галерея портретов 'сельских чудиков' пополняется. Перенесением коротких рассказов Шукшина на экран только набирает ход и тут, кажется, самый лакомый момент действа...

- Ты задумайся, Геннадий, задумайся: за все придется отвечать. Безобразно живешь...

- С чего это ты вдруг в бога-то поверил? Шестьдесят лет прожил — не верил, вдруг — на тебе...

...А это Гена Пройдисвет сошелся в неистовом споре о религии со своим дядей Гришей. Ну не верит Гена в искренность родственника. Можно было бы заняться своей и жизнью и разобраться почему его часто увольняют и не может он найти свое призвание. Но куда интереснее разоблачать ближнего. Марат Башаров обозначает еще один полюс в этом фильме. Новелла о Пройдисвете выглядит одной из самых сильных. Тем более, что для многих зрителей Башаров, славящийся своим эпатажем, будто о себе рассказывал.

***

'Самородок'

Некоторые новеллы не вышли особо интересными. Так, совсем не впечатляет история о том, как отец покупает для своих детей микроскоп. Но и она заряжает самобытными диалогами и атмосферой. Запоминается тут в большей мере скандал супругов — настойчивая жена свои аргументы четко выражает в прицельных ударах сковородой.

***

“Другая жизнь»

А эта новелла неожиданным образом разделяется на две истории, раскрывающие одну и ту же тему. Кто не встречался с попутчиком, выдающим себя за другого? Да и разве у Вас не было соблазна так пустить пыль в глаза? Примерить на себя чужую жизнь? Именно так и поступает герой Виктора Сухорукова. Но взгляните в его глаза. Разве он счастлив? Кажется, что за его милой улыбкой скрывается крик от разочарования и одиночества. Ровно в схожей ситуации оказывается и пожилой Худяков (Иван Бортник). Внешне он степенный старик, но вслушайтесь в его слова. Они полны желчи. Кажется, что не может он себе простить то, что выбрал новую жизнь и оставил семью. От слабости своей он даже себя не может винить за это.

И эту новеллу я не назвал бы особо выдающейся, но благодаря таланту Бортника и Сухорукова, выдавшим несколько ярких сцен, «Другая жизнь» не только запоминается, но и заслуживает второго, третьего просмотра.

***

Можно долго обсуждать причины того почему наше достойное кино странным образом задвигалось многие годы на третий план. Почему вот такие простые и достойные истории не получали яркой фестивальной судьбы, которую они и заслуживали. Но все это выходит за рамки скромной рецензии.

«Шукшинские рассказы» Аркадия Сиренко — достойный проект, незаслуженно незамеченный широкой общественностью. Сиренко оживил персонажей Шукшина, сделал это с любовью, осторожно, внимательно.

8 из 10

23 апреля 2024

Вянет, пропадает…

Наткнулся на этот сериал совершенно случайно, просматривая фильмографию Юрия Степанова. Будучи поклонником рассказов Василия Шукшина тут же бросился на поиски произведения Аркадия Сиренко. Выяснилось, что сериал шел в эфире Первого канала в 2004 году. Несколькими годами позже вышло и DVD-издание, которое сейчас уже невозможно купить. Выручают как всегда торрент-трекеры, где ленту все еще можно найти.

Странно, что фильм прошел незамеченным, учитывая сильный актерский состав: Людмила Гурченко, Марат Башаров, Андрей Панин, Виктор Сухоруков, Валерий Баринов и другие.

Аркадий Сиренко выбрал 6 рассказов, посвятив каждому по одной серии. «Гена Пройдисвет», «Другая жизнь», «Бессовестные», «Самородок», «Вянет-пропадает», «Ораторский прием».

С первой серии смутило то, как режиссер перенес рассказы на экран. С одной стороны, вроде, бережно и максимально близко к тексту, с другой, непонятно какое время нам показано. В одних сериях кажется, что полностью во времена их написания, а в других, что уже в наше время. Чего стоит, хотя бы показ в нескольких эпизодах шикарного ультрасовременного пансионата «Югра», (Кинокомпания «Югра», напоминаю и является производителем фильма), который на советский, ну никак, не тянет. Но это не является главной проблемой картины.

Главная проблема в том, что рассказы короткие, а одна серия длится 50 минут и Сиренко приходится изворачиваться и добавлять в законченные истории лишние действия. И далеко не всегда они оказываются удачными. Притом, ладно бы, они органично добавлялись в основной сюжет, так нет же, нам показывается, что случилось с героями через день, неделю, месяц. Соль истории, рассказанной Шукшиным просто забывается, так как она уже отгораживается новыми событиями.

Конечно, это не умаляет заслуг актеров, которые играли отлично и почти все попали в свои образы и показали именно тех деревенских «чудиков», которые были у Шукшина. При просмотре, очарование шукшинской деревней и его обитателями никуда не пропало и это полностью заслуга режиссера. Все-таки, безумно приятно было видеть полюбившихся героев на экране телевизора и заново пережить с ними все, что уготовил им автор.

К сожалению, Аркадий Сиренко после «Шукшинских рассказов» снял всего лишь один сериал и пропал с кинематографического горизонта. А ведь у него в активе есть неплохо принятая критиками военная драма «Дважды рожденный».

В последнее время, в кино и на телевидинии стало модно возвращаться к XX веку и надеюсь, что про писателей-деревенщиков тоже не забудут…

6 из 10

1 ноября 2011

Комедия Шукшинские рассказы в кино с 2002 года, дебют состоялся более 22 лет назад, его режиссером является Аркадий Сиренко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ада Роговцева, Андрей Панин, Виктор Сухоруков, Геннадий Назаров, Иван Бортник, Юрий Дубровин, Юрий Степанов, Ольга Бешуля, Оксана Мысина, Кристина Бабушкина, Валерий Баринов, Алексей Панин, Ольга Прохватыло, Александр Козлов, Владимир Тимофеев.

Страна производства - Россия. Шукшинские рассказы — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.