Гу-га
6.8
6.6
1989, драма, военный
СССР, 2 ч 13 мин
18+

В ролях: Алексей Волков, Вера Сотникова, Николай Холошин, Александр Калугин, Сергей Скрипкин
и другие
История одной штрафной роты, участвовавшей в Великой Отечественной войне.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гу-га

год: 1989
страна:
СССР
слоган: «Месяц службы в штрафном батальоне приравнивался к десяти годам тюрьмы»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Вадим Авлошенко
композитор:
художник: Лариса Токарева
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
на DVD: 26 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 13 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Отзывы критиков о фильме «Гу-га», 1989

Изя напел или оголёнка Сотниковой + «правда» о ВОВ

Два момента нивелирующие посылы фильма о 'самой страшной правде той войны'. Первый - тот самый перепев с чужих слов. Граждане тварцанувшие данный фильм не были участниками событий - максимум слушателями рассказов родственников, соседей, знакомых. Т. е. это даже не субъективная проза лейтенантов, описывавших события сквозь призму собственных чувств и ограниченного поля зрения на ситуацию 'из окопа'. А это восприятие преувеличенного белого и чёрного при рассказе очевидца. Который, как известно, сильно не объективен, да и война, сродни охоте в описании достоверности событий. Так что бросаться фразами типа 'охраняют родину от нас' и 'лампасные сюда не полезут' и строить сюжет вокруг этих и подобных смысловых конструкций авторы не имеют никакого права, без подробного исследования конфликта с исторической точки зрения.

Это если не учитывать момент второй - по современному хайп на теме. Что характеризует авторов как людей с определённой стороны. Но вовремя предать - это не предать - это предвидеть - одновременно 'провидцами' в этом году становятся авторы многих картин: 'Сто солдат и две девушки', 'Охота на, единорога', 'Его батальон' и это только с 'правдой' о ВОВ. Ещё были фильмы с актуальной чернухой, чернухой о парт. деятелях, детективно-криминальной чернухой. И всё по гос. заказу! Государство оплачивает агитацию разваливающую свои основы! Массово и единовременно. Вот совсем не апологет теорий заговора, но массовость и единовременность вброса в социум депрессивного контента просто ошеломляют. Ни одной сносной комедии в этот год в союзе не снимут - или гротеск или сатира с гротеском. А иностранные, с заглянцованной до предела реальностью - пожалуйста, смотри сколько хочешь. - Совпадение?!

4 из 10

6 января 2024

Новый взгляд на войну!

Эта рота наступала по болоту,

А потом ей приказали, и она пошла назад.

В сорок третьем эту роту

Расстрелял заградотряд.

Краткая предыстория: Как известно, Великая Отечественная Война была слишком важным и судьбоносным эпизодом в нашей истории. Неудивительно, что в СССР про неё снимали множество фильмов, в разных жанрах. Были монументальные эпосы (Освобождение, Они сражались за Родину) и про простых солдат (Баллада о солдате, Судьба человека); были лирические драмы (В бой идут одни старики, Женя, женечка и катюша) и комедии (Крепкий орешек); были жестоко-реалистичные (Иди и смотри, Это мы господи) и даже про трусов и дезертиров (Трясина, Проверка на дорогах).

Однако, с наступлением Перестройки в 1985г. отношение к войне стало меняться. Благодаря гласности и демократии стали говорить про неприглядные стороны войны, ругать советское командование, говорить что воевали на убой и. т.д.. Начали появляться соответствующие книги («Прокляты и убиты», «Жизнь и судьба», «Искупить кровью», «Ледокол»). Потом дошла очередь до фильмов.

В 1989г. вышло два «новых» военных фильма. 1) «Охота на единорога» про героического советского лётчика, который бежал из нацистского концлагеря, чтобы приземлиться в советском. 2) «Гу-га» - предвестник печально-известного сериала «Штрафбат». Сам по себе фильм никакой, но в нём есть один интересный эпизод.

Итак, двухсерийный фильм рассказывает нам о нелёгкой судьбе бойцов одной из штрафных рот, которые тренируются в жарких степях Узбекистана, выдерживая на себе дедовщину, муштру и скорую смерть в бою.

На самом деле про фильм я мало что могу сказать, кроме того что он очень, просто адски скучный! Я не против натуралистичного военного фильма с жестокостью, дедовщиной и грязью (Цельнометаллическая оболочка, Взвод, Иди и смотри). Но в «Гу-га» это всё показывают как-то безэмоцианально, сухо. Такое ощущение, что режиссёр думал, что если просто показать, как штрафники устало идут по дороге то это уже «срывает покровы». Нет, чтобы работало чувство скорби, надо чтобы герои его вызывали, а для этого они должны быть интересными, показывать чувства, эмоции, что они испытывают на этой войне. Сравните этот фильм с «Иди и смотри». Там мы видели как мальчик Флёра меняется под влиянием ужасов немцев из жизнерадостного подростка в седого старика. Но в «Гу-га» ничего этого нет. Нам просто сухо показывают их быт и это вообще не интересно, только скуку вызывает.

Зато, как и во всяком перестроечном фильме, нам показывают постельную сцену, с обнажённой девушкой. Я ничего против не имею, но эти сцены сняты также безэмоцианально, бестрастно. Нам просто показывают как солдат и девушка голые лежат в кровати и неловко двигаются. Это так не работает. Чтобы постельная сцена производила впечатление, надо чтобы её персонажи имели химию между собой: любовь или страсть, а не просто положить их вместе. Хотя, наверное, в советские времена, этого было достаточно, чтобы шокировать.

Вообще забавно, перестроечные режиссёры в этом плане напоминали подростков, которым родители (цензура) не разрешали смотреть журналы для взрослых, а потом родители ушли и детишки открыли для себя чарующий мир.

В общем, я бы назвал «Гу-га» обычным, ничем не примечательным, плохо сделанным фильмом о войне, который попытался показать войну чуть более жестокой. Но не всё так просто. Когда наступает время решающего боя, то всё преподносится так, будто штрафников кидают на верную смерть, без подкрепления и шанса выжить. Это особенность, которую потом и «Штрафбат» и «Утомлённые солнцем-2» переняли, мол, штрафников тупо кидали на пули, а выживут или нет, неважно.

Ну, это сильное преувеличение. Да, штрафные подразделения действительно отправляли на самые опасные участки фронта, но не чтобы убить. Если почитать источники, то выяснится, что в реальности штрафников снабжали и пулемётами и противотанковыми. Сами подумайте, вот отправите вы всех штрафников на смерть, а что потом? Кто потом воевать будет? Вы. Более того, штрафрота это был не конец, поскольку отличившимся в бою снижали срок и даже могли к награде приставить.

Но в фильме всё показывают так, что несчастных штрафников с винтовками кидают на немецкие автоматы, без подкрепления.

Но это не самая жесть. Во время решающего боя появляются ОНИ. Всадники апокалипсиса. Нет, не немцы, а заградотряды. Ну как появляются, их упоминают:

- Позади наши.

- Не здесь?

- Они что дураки, сюда лезть?

Вы поняли посыл? Заградотряды вместе с НКВД отсиживались в тылу, стреляли штрафникам в спины, подгоняя на смерть. Кто только не эксплуатировал этот миф про бедные заградотряды: Штрафбат, Враг у ворот, Утомлённые солнцем-2, Заградотряд: Соло на минном поле.

Опять краткая предыстория: Да, заградительные отряды существовали, это не миф. Но, во-первых, это не советская придумка. Подобные отряды существовали ещё в Древней Греции, были они кстати и у немцев. Во-вторых, заградотряды не стреляли в спины. Читаем приказ №227 – задача заградотрядов была отлов паникёров, трусов и дезертиров и передача их военному суду или расстрел перед строем. Что согласитесь, оправдано, если вы не хотите чтобы ваша армия этим заразилась. Более того, в фильме зградотрядом командует офицер НКВД, хотя в реальности заградотряды создавались армейскими частями, а НКВД имело собственные войска по охране тыла.

И кто-то скажет. Ну, мне рассказывали дедушка/бабушка/знакомый, что заградотряды в них стреляли. Я не отрицаю, может где-то это и происходило, но это не считалось нормой. Нигде заградотрядам не приказывали стрелять даже по отступающим солдатам! Наоборот, в реальности заградотряды (и НКВД кстати) сами иногда принимали участие в сражениях, и некоторые бойцы получали награды за мужество.

Ну и конечно же эпизод, как отсидевшиеся и чистые заградотрядовцы требуют у воевавших и испачканных зеков сдать оружие. Сцена конечно мощная и явно планировалась, чтобы показать ужасы неблагодарных чекистов и бессилие рядовых солдат. Только вот, если подумать, что не так? Офицеры должны были позволить штрафникам бродить с оружием, большинство из которых ещё и трофейное?

Вывод: Назвать «Гу-га» лютым антисоветским ужасом я не могу. Фильм по большей части просто скучный и унылый. Он выделяется лишь финальным боем и концовкой. По современным меркам, на фоне «Враг у ворот», «Утомлённые солнцем-2», «Штрафбат», «Служу Советскому Союзу» данное творение вообще приемлемый военный фильм. Но это был один из первых образцов «неполживого», «покаянского» фильма про войну, штампы которого в дальнейшем разовьёт «Штрафбат».

5 из 10

8 августа 2022

Сильно

Не стал бы оценивать этот фильм по правдоподобности, предпочту оценить его по художественной составляющей, ибо она эмоциональна, драматична и привлекает моё внимание.

Смотришь советские фильмы перед самым развалом и восхищаешься, как раньше снимали, какая была актёрская игра и понимаешь, что даже может не самый известный фильм становится очень интересным, не стала исключением и картина Виллена Новака Гу-Га.

Уже с самого первого кадра становится понятно, что будет эмоциональное и драматичное кино. Режиссёру как мне показалось удалось снять вполне годное и качественное кино на тему Великой Отечественной войны про Штрафников, где всё на грани, кажется ещё чуть-чуть и фильм перейдёт в откровенную чернуху, но нет картина хоть и ходит словно по лезвию ножа, но не опускается до откровенного трэша, всё очень гармонично и качественно получилось.

Мне очень понравился главный герой Борис Тираспольский, который временами кажется обычным героем любовником, и его любовные похождения достаточно интересными получились и им уделено немало времени, но герой которого сыграл Алексей Волков обладает неплохими лидерскими качествами, он наглый, но достаточно уверенный в себе боец, на события с которым очень интересно смотреть. Впечатлило его бесстрашие.

В картине чувствуется советский почерк, когда друг за друга стояли горой, особенно это было заметно по молодым курсантам в начале, понравилась сама атмосфера как и до военных действий, так и сами сражения, выглядели они достаточно эмоциональными и драматичными.

Понравился мне и Андрей Толубеев, в роли капитана Правоторова сначала его персонаж сильно веселит, но когда начинаются сражения с врагом мне понравилось как он вместе с бойцами был в бою, как действовал.

Алексей Горбунов сыграл в типичной для него манере. Его персонаж Даньковец похож на некоторых его героев, украсил и без того сильное кино.

Мне очень понравилось как Штрафники сражались с немцами, понравилось как эмоционально это всё было показано, фильм полон драматизма вызывает настоящий интерес и с большим энтузиазмом смотреть на всё происходящее, в нём чувствуется великая страна которую к сожалению мы потеряли. Много сильных моментов показал Новак. Если сравнить с тем, что снимают сейчас в России, то конечно это топ, даже без сравнения абсолютно сильное по накалу кино, которое заслуживает внимания.

8 из 10

12 января 2022

Отрыжка перестройки

Буду по-военному краток.

Время создания фильма продиктовало и конъюнктурные условия: подрастающая малышка-дерьмократия усердно мазала пелёнки прошлого. Тогда под соусом «открытия глаз» народу подавалось примерно то же, что вещала немецкая пропаганда и власовцы полста лет назад.

Правдивый фильм про войну в нашей стране не должен перевирать историю в угоду времени.

Штрафники ни в смерти, ни в героизме ничем не отличались от миллионов других павших. Подумайте, каково было нашим в начале войны, когда и штрафрот ещё не было. И оружия почти не было, и потери были больше, и страха было больше.

Поэтому не нужно выделять штрафников — сами они этого в жизни не делали. И дело не в том, что командиры не жалели жизни солдат. Солдаты сами не жалели своей жизни в той войне — видимо, им было из-за чего.

Прежде чем нести «людям правду», следует узнать её, спросив у ещё живых свидетелей, в том числе у бывших штрафников и нквдешников.

В нашей стране и в такой теме недопустимо скатываться к моде на политику или на «страдания выживающих общечеловеков».

Резюме: конъюнктурный наскоро сделанный фильм перестроечного периода.

4 из 10

8 мая 2013

Толковое кино

Сильное по эмоциональной составляющей кино. Может быть и не конгениальное, но, по личному мнению, и не одноразовое! Тем более, что, в отличие от советских героико-патриотических картин (хотя я их никоим образом не клеймлю, а напротив, люблю, но за другое) отличается как темой, так и подачей материала. Неоднозначная, жуткая, неполностью раскрытая (и, уверен, что, к большому сожалению, уже и не будет полностью когда-либо правдиво показана) тема штрафников конкретно и этой войны в общем…

Авторам удалось держаться золотой середины: не уйти в «чернуху» и не спопсить. Удачно оттеняет военную сюжетную линию «мелодраматическая» составляющая. И она не выбивается из общей стилистики: война на грани здравого смысла (а порой и ЗА) и безудержная, какая-то без начала, конца, а может и смысла, страсть главного героя (воспоминания).

И эти события можно трактовать двояко. С одной стороны можно провести параллель с животным существованием штрафников и животной же, необузданной страстью любовников. С другой — это взять ОТ жизни всё (на тот момент для любовников их страсть и есть то ВСЁ) и попытка штрафников всеми фибрами своего существа вырвать саму эту ЖИЗНЬ! А может и то и другое?..

Ничего никогда нельзя трактовать однозначно — ведь каждый зритель всё равно пропустит увиденное через «фильтры» своего жизненного опыта, придёт к своим выводам и, в результате, увидит СВОЁ кино.

В результате моих рассуждений, возражу своему же утверждению в начале — этот фильм всё-таки маленький шедевр. По той простой причине, что авторы картины заставляют зрителя думать, а осуществить подобное непросто. Да и фильмов вовлекающих зрителя в сложный мыслительный процесс за всю историю кинематографа было не так уж и много. А тех, которые ещё и поднимают-подтягивают аудиторию на другой уровень существования то и подавно. Обратных же примеров валом — по той лишь причине, что это крайне просто и, что людей богатых духовно крайне мало…

Рекомендую.

13 января 2012

Драма Гу-га появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Виллен Новак. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Алексей Волков, Вера Сотникова, Николай Холошин, Александр Калугин, Сергей Скрипкин, Владимир Носик, Михаил Шулейкин, Саидмурад Зияутдинов, Александр Завьялов, Александр Новожилов, Юрий Орлов, Наталья Андросик, Владимир Гидлевский, Рустам Уразаев, Антон Голышев.

Страна производства - СССР. Гу-га — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.