Шаг
6.7
6.8
1988, драма
Япония, СССР, 1 ч 54 мин
16+

В ролях: Комаки Курихара, Леонид Филатов, Го Ватанабэ, Владимир Ильин, Акира Кумэ
и другие
Действие фильма происходит в Москве и Токио в 1959 году. Японская женщина Кейко, мать двоих детей, и советский ученый профессор-иммунолог Гусев, создатель вакцины против полиомиелита, вопреки бюрократическому сопротивлению чиновников обеих стран, добиваются отправки нового лекарства в Японию. Так было спасено 10 миллионов японских детей.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Шаг

год: 1988
страны:
Япония, СССР
режиссер:
сценаристы: , , ,
видеооператор: Валерий Шувалов
композиторы: ,
художники: Игорь Лемешев, Владимир Фабриков, Такэхару Сакагути, Татьяна Личманова, Киёси Хонда
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 ноября 1990 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Шаг», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шаг», 1988

СССР/Япония; конец 50-х - начало 60-х годов XX века

Кейко /Комаки Курихара/ - женщина, потерявшая заболевшего полиомиелитом ребёнка и отправившаяся в СССР сделать вакцину второму сыну, чтобы тот остался жить

Гусев /Леонид Филатов/ - талантливый учёный-иммунолог, создавший вакцину от полиомиелита

Татьяна /Елена Яковлева/ - ассистентка Гусева, его любовница, дочь «шишки» из министерства здравоохранения

Тутунов /Олег Табаков/ - отец Татьяны, значительный человек из министерства

Помнится, я читала не самый восторженный отзыв об этой картине примерно год назад, и вот в очередной раз убедилась, как же моё восприятие отличается от восприятия многих людей. Я от фильма в полном восторге, во мне он вызвал бурю эмоций, я его заношу в список любимых работ любимейшего Филатова.

События картины имеют под собой реальные обстоятельства, но все герои выдуманы. Не знаю, кто был прототипом каждого из них, да и не очень пока что хочется искать эту информацию, поскольку есть желание сохранить всё в таком виде – слегка приукрашенного художественного вымысла.

В фильме речь идёт об эпидемии полиомиелита в Японии, когда там умирали и становились инвалидами тысячи детей, а руководство страны использовало вакцину США, которая мало кого спасала на самом деле. В то время, как в СССР была разработана действующая вакцина, защищающая на 100 процентов, японцы своим бюрократизмом и пресмыканием перед штатами обрекали тысячи семей на потерю детей.

Впрочем, и наша бюрократическая машина показана без прикрас. И это вызывало во мне такую волну негодования, что пару раз я ставила фильм на паузу. Во мне поднималось материнское возмущение, да и просто человеческое. Никогда не могла понять, как так можно, имея возможность спасти жизни, не делать этого: дабы остаться на своём посту, дабы обогатиться или ещё по каким-то причинам. Вроде, пора бы уже перестать удивляться подобным вещам, но я не могу…

Невероятно понравилось в фильме то, что я и люблю в советских картинах – второстепенные персонажи, второстепенные отношения, которые поданы не в лоб, а в некоторых нюансах. Конечно, самые занимательные здесь это отношения Гусева и Татьяны. И интересен сам персонаж Гусева – эгоистичный, порою фанатичный, не жалеющий ни себя, никого вокруг, человек, видящий цель и идущий к ней напролом.

Впрочем, здесь много моментов, которые заставляют задуматься и о долге, и о человечности, и об истинной природе любви… Хороший фильм, рекомендую.

25 июля 2023

«Во имя здоровья народа надо перешагнуть через закон»

Тем, кто прочёл монографию режиссёра Митты, эта картина может показаться результатом точного следования описанному кинематографическому методу. Так, например, начальный элемент в структуре кинодрамы, названный Миттой «вспышкой зрительского интереса», возникает уже после возвращения профессора Гусева в Москву: отныне его мысли всецело заняты идеей спасения японских детей. Следующий элемент структуры кинодрамы по Митте — углубление и расширение конфликта через «противостояние» темы и контртемы. И если основная тема здесь — поиски возможностей для производства и доставки вакцины в Японию, то контртема — мощнейшее сопротивление со стороны фармацевтических корпораций, чиновничьей бюрократии обеих стран и даже ближайшего окружения самого Гусева. Пика напряжения такая «борьба» достигает в завершающей, словами Митты, обязательной сцене — и это последний элемент структуры кинодрамы. Когда преодолены многие барьеры, которые только можно соорудить усилиями человека — на пути Гусева встают силы самой природы. Верно рассчитав, что степень эмоциональной включённости зрителя к этому моменту — наивысшая, режиссёр добавляет в свою «обязательную» сцену альтернативный, условно «нежелательный», вариант финала — правда, лишь как мысленную визуализацию главного героя. Тем не менее приём срабатывает, что называется, на сто процентов — и это самый яркий, но далеко не единственный пример того, с какой лёгкостью, выверенно и дозированно, Митта играет эмоциями зрителя. Мастерская работа режиссёра. Благоприятный исход «борьбы» Гусева за спасение детских жизней, хотя и кажется оправданным, с гуманистической точки зрения, одновременно придаёт картине некий налёт сказочности. Очевидно, оттеняя такой эффект, авторы оставляют нас в неведении относительно судьбы главного героя. Реалистичности картине добавляют также и чисто художественные приёмы, например, перемежение кадров пляшущей учёной публики с чёрно-белой хроникой мучимых болезнью детей.

Впрочем, сам режиссёр неоднократно подчёркивал близость целого ряда своих прежних работ жанру сказки. Так, кроме «Сказки странствий», он упоминал и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и даже указывал на фантастические элементы в сюжете «Экипажа». Словно подчёркивая ту же «сказочную» преемственность, из «Сказки странствий» в «Шаг» перекочевала патетическая музыкальная тема авторства композитора Шнитке. А сам учёный Гусев в исполнении Леонида Филатова продолжает череду «героических» персонажей Митты — изобретателя Орландо, бортинженера Скворцова. Качеством, объединяющим всех троих, является безусловная готовность к самопожертвованию для спасения окружающих. Если есть реальная возможность помочь больным детям, убеждён Гусев, «какая душа не откликнется? Это норма человеческого счастья — за это можно умереть». Так высшая цель становится для него смыслом жизни, а постоянное превозмогание себя, работа на пределе физиологических возможностей — её содержанием. «У меня нет времени, у меня есть цель», — говорит он, — «всё, что я ни делаю, называется словом «целесообразно». Альтруизм персонажа Филатова, кажется, вообще не имеет границ: когда заканчиваются возможности использовать животных в научных эксперименте, он занимает их место. Более того, не останавливает и влюблённую в него Татьяну, когда она делает то же самое. И даже первое впечатление об искреннем чувстве учёного к японке Кейко — и то впоследствии оказывается обманчивым. Ведь его любовь не персонифицирована — она всеобъемлющая. Любовь как служение — в этом ключ к пониманию образа Гусева. И игра Филатова здесь кажется пиком актёрских возможностей: «проживание» в кадре каждой эмоции, ни одного «лишнего» взгляда или жеста. Традиционно богатую палитру красок видим также у Табакова — «фирменные» ухмылки и заражающий смех делают его бюрократического персонажа неожиданно живым, однозначно, вызывающим симпатию. Безусловно, выразительная работа у Яковлевой, героиня которой бесконечно предана профессору Гусеву, бесконечно предающему её во имя своей цели. Чуть сложнее, из-за языковых и культурных особенностей, воспринимается игра актрисы Курихары. Хотя именно в её уста авторы вложили, вероятно, главный посыл, обыгрывающий название фильма: «Во имя здоровья народа надо переШАГнуть через закон».

23 июля 2023

Новые супермены, или как не надо ругать систему

Исправляя абсолютное отсутствие рецензий на работу классика, не могу не заметить, что слабый интерес сообщества к фильму меня по итогам просмотра не удивил. Учитывая общий уровень Митты, эта работа смотрится как проходная.

Сюжет основан на попытках гениального советского врача и нескольких самоотверженных японских матерей наладить поставку в Японию спасительной советской вакцины. Тема сегодня остроактуальная, да и кино про борьбу человека и системы я люблю. К сожалению, вышло не то что бы плохо (Митта есть Митта), но сыровато и схематично.

Во многом потому, что в хорошей истории про борьбу с системой сама система раскрывается как отдельный, продуманный герой. Здесь не хватило не то времени, не то решимости, не то и впрямь советские киношники с трудом договорились с японскими. В итоге история о бездушных властных структурах, что позднесоветских, что капиталистических, с банальностью подлинного зла стоящих на пути простейших общечеловеческих идеалов из-за поверхностного отображения обрела даже некоторые черты подросткового комикса. Чего стоят радостные гримасы японских капиталистов, обсуждающих, как они не впустят вакцину в страну. Не хватает только злодейского смеха со словами «и еще тысячи детей умрут…»… Не верю! В «Методе Гренхольма» про капитализм была прекрасная фраза – «нам нужен не отзывчивый человек, притворяющийся бездушным карьеристом, а бездушный карьерист, притворяющийся отзывчивым человеком». Вот с тем, чтобы притворяться (что важно – притворяться даже друг перед другом) у японских «злодеев» большие проблемы. Советские ненамного лучше. Казалось, само небо обвалится во время сцены с подписью (это почти даже не метафора). И что потом? Чем это в итоге и кому вышло, почему было нельзя? А в ответ тишина. Арка «системы» не имеет значения в сравнении с аркой «человека», но из-за этого арка человека почти перестает быть достоверной. А в ней и без того многовато гротеска, начнем с того, что один (!) доктор отвечает одновременно за вакцины от полиомиелита и энцефалита, да еще и распоряжается ими с лихостью голливудского супермена. Я понимаю все про недоверие системе и важность единичного человека, но зачем же настолько стулья ломать.

Одним словом, не тот случай, когда одна голова Митты хорошо, а четыре лучше. Четыре сценариста пошли на пользу фильму не больше, чем два композитора, попросту заимствовавшие ключевую мелодию из культовой «Сказки странствий». Быть может, кто-то и хотел под эту музыку увидеть кадры, клонирующие еще один культовый фильм Митты «Экипаж», но у меня такая акция два шедевра по цене одного вызвала лишь глубокое недоумение.

Спасает дело хорошая игра актеров и в особенности Филатова, идеально подходящего на эту роль тихого, но непоколебимого филантропа с пылающим сердцем. Он проглотил и переварил гротескное супергеройство, дарованное ему сценарием, почти с такой же самоотверженностью, как его герой – ударную дозу («совершенно безвредных») вакцин и вирусов.

5 из 10

17 сентября 2022

Драма Шаг появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Александр Митта. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Комаки Курихара, Леонид Филатов, Го Ватанабэ, Владимир Ильин, Акира Кумэ, Такэтоси Наито, Детлев Кюгов, Вера Трофимова, Масаки Тэрасома, Ринко Мацудзава, Фумихо Кэро, Тамаэ Ониси, Сергей Марин, Сергей Галанин, Наталья Дрожжина.

Производство стран Япония и СССР. Шаг — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.